РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ

Круг интересов

Станислав Яржембовский

           Герменевтика

 

Тезисы доклада № 148 от 30.03.2019г., прочитанного на Семинаре «Философские проблемы современной науки».

 

 

1. Что такое герменевтика?

 

Это теория и практика понимания: истолкование текстов, образов и символов - выявление внутреннего содержания через изучение его внешних проявлений. Одновременно это и переосмысление ранее понятого: раскрытие более глубокого смысла общепринятых понятий.

 

 

2. Всегда ли возникает необходимость в герменевтике?

 

Герменевтика не нужна в мире чистой логики: если посылки истинны, то и вывод неизбежно будет однозначным и истинным, истолковывать тут нечего. Лишь в реальном мире,  нелинейном и фрактальном, подверженном энтропии, это не так: здесь результат никогда не бывает однозначным, поэтому возможны различные его толкования. При этом разночтения возникают не только при передаче от одной головы к другой (особенно при перенесении их в иной социокультурный контекст), но и в той же самой голове, так как с течением времени традиционные понятия и образы перестают соответствовать актуальной реальности: «слова ветшают как платье» - Маяковский.

 

 

3. Какие можно выделить этапы развития герменевтики?

 

Античная и средневековая герменевтика были практикой толкования посланий из высшего мира (божественного или космического).  Начиная от романтиков герменевтика замыкается миром человека и становится методологией истолкования той или иной культурно-исторической ситуации. Предметом философского знания становится мир человека, понимаемый как область человеческого общения, поскольку именно в этой области протекает не только повседневная жизнь людей, но и создаются все культурные и научные ценности. В 20-м веке основной проблемой философии становится проблема языка, так что в философском дискурсе предпочтение отдаётся не объективному научному познанию, а косвенным свидетельствам сознания, воплощенным в речи, прежде всего письменной. И, наконец, с конца 20-го века герменевтика окончательно теряет свой человеческий облик, становясь постмодернистской. Первоначально задача герменевтики заключалась в том, чтобы примирить древние тексты с современными критериями. Буквальный смысл не отбрасывался, просто над ним надстраивался другой, более понятный современникам. Сейчас изначальный текст разрушают, чтобы выявить за ним «истинный» подтекст, «подпорченный» неразумными предками. Особенность герменевтики эпохи постмодернизма - абсолютный релятивизм и скептицизм: не понимающее уточнение, а тотальное отвержение всего исторического наследия.

 

 

4. Каково происхождение термина «герменевтика»?

 

Гермес (сын  Зевса и плеяды Майи) - олимпийский вестник, переводивший божественные послания на человеческий язык. В философский обиход термин ввёл немецкий философ Дильтей.

 

 

5. Какой была античная герменевтика?

 

Это была попытка установления воли богов на основании различных ниспосылаемых ими предзнаменований. Это был перевод с божественного языка на человеческий: оракул оглашал предсказания от имени божества по запросу верующих. Самым авторитетным был дельфийский оракул. Бессвязные слова пифии облекались  жрецами в форму прорицаний Аполлона, толковались и передавались людям в туманных выражениях — по принципу «бабушка надвое сказала». Самой знаменитой предсказательницей была Кассандра - дочь троянского царя Приама.

 

 

6. Какой была герменевтика в эпоху эллинизма?

 

Эзотерические (тайные, доступные лишь посвящённым) учения гностиков (орфизм, элевзинские мистерии, ессеи, манихеи и др.).

 

 

7. Кто унаследовал эту традицию в последующие эпохи?

 

Катары, богомилы, каббалисты, масоны, теософы, антропософы и др.

 

 

8. В чём разница между эзотерикой и герменевтикой?

 

Эзотерика - претензия, герменевтика - метод.

 

 

9. Что такое экзегетика?

 

Частный случай герменевтики: толкование библейских текстов.

 

 

10. Почему герменевтика исчезла в эпоху Просвещения?

 

Просвещение было эпохой торжества рационализма.

 

 

11. Почему герменевтика возродилась в эпоху романтизма?

 

Романтический индивидуализм стал реакцией на чрезмерный рационализм Просвещения.

 

 

12. Почему герменевтику можно считать высшей стадией познавательного процесса?

 

Если знание определить как ответы на вопросы типа что-где-когда (онтология), то понимание это ответы на вопросы почему (гносеология) и зачем (аксиология). Знание это копилка внешних впечатлений, понимание - установление взаимосвязей между впечатлениями, а также связей между внешними впечатлениями и врождёнными установками сознания, отражающими (вследствие изоморфизма) структуры бытия. Тогда герменевтику можно определить «пониманием понятого».

 

 

13. Что такое интерпретация?

 

Осознание внутреннего содержания объекта через изучение его внешних проявлений (знаков, символов, жестов, звуков и др.). Цель интерпретации - преодоление дистанции между минувшей культурной эпохой, которой принадлежит объект интерпретации, и самим интерпретатором.

 

 

14. Чем понимание отличается от интерпретации?

 

Интерпретация - процесс, понимание - результат.

 

 

15. На каких принципах строится интерпретация?

 

Автономия интерпретируемого объекта: интерпретатор должен уйти от собственной субъективности, которая может исказить корректность интерпретации, иными словами, смысл должен не «вноситься», а «выноситься». Смысловая связность: соотнесения части и целого для прояснения смысла толкуемого объекта. Актуальность понимания: способность интерпретатора перенести чужую мысль в актуальность собственной исторической жизни. Адекватность понимания: открытость интерпретатора духу, создавшему произведение, необходимость настроить себя на созвучие с мыслью автора, что предполагает широту горизонта интерпретатора, которая порождает родственные с объектом интерпретации состояние духа.

 

 

16. Каковы условия понимания?

 

Знакомый язык, адекватный тезаурус (достаточная полоса пропускания), критический коэффициент интеллекта, подходящая плоскость поляризации,  достаточно глубокая интуиция - самосознание изоморфизма как априорное знание.

 

 

17. Какие существуют виды понимания?

 

Пассивное понимание - отслеживание связности речи, активное понимание - соучастие в созидании смысла речи.

 

 

18. Чем научное понимание отличается от художественного?

 

Научное понимание происходит при полной гегемонии познающего: объект познания служит лишь исходным материалом, с которым мы вольны делать всё, что ему вздумается, хотя часто при этом приходится преодолевать «сопротивление материала». Художественное понимание происходит с позиции равенства, это понимание как принимание, отождествление себя со своим собеседником, обнаружение Я в Ты: здесь принцип тат твам аси («то это ты») проявляет себя наиболее наглядным образом.

 

 

19. Может ли прирост знания привести к утере понимания?

 

К настоящему времени границы физической науки оказались отодвинутыми так далеко, что надёжных экспериментальных данных практически не осталось. Поэтому выдвигаемые гипотезы оказываются в принципе не проверяемыми и потому бессмысленными. На наших глазах естествознание превращается в неестественнознание. Тот же процесс происходит и в гуманитарной сфере: в результате углублённых исследований в области лингвистики, философии и богословия мы в итоге вообще перестали понимать, что такое язык, что такое знание и в чём заключается назначение человека. Закончилась вера в то, что мир представляет собой полностью познаваемую систему, управляемую конечным числом универсальных законов, которые человек может постичь и рационально использовать для своего блага.

 

 

20. Для чего нужны понятия?

 

Непосредственные впечатления конкретны, они находятся в определённый момент времени в определённой точке пространства - в сознании воспринимающего, поэтому напрямую передать их другому индивиду невозможно. Понятия, напротив, абстрактны и потому находятся вне времени и пространства. Они превращают груду деталей в систему, которая больше, чем сумма своих элементов. Система же позволяет восстановить недостающие детали (таблица Менделеева). Для передачи другому индивидуальное знание упаковывается в компактные понятия с ярлыками-заголовками, что позволяет хранить, извлекать из памяти и передавать по каналам связи.

 

 

21. В чём заключается проблема декодирования понятия?

 

Переданное по каналу связи сообщение должно быть декодировано. Это  является обратной задачей, что означает неоднозначность восстановления закодированного понятием содержания: один и тот же символ может толковаться по-разному. Здесь имеет место как субъективный момент - индивидуальные особенности восприятия, так и с объективный момент: за время между формулированием понятия (его кодированием) и его декодированием на другом конце линии связи сигнал может измениться.  До конца такой перевод понятен лишь тому, кто его сделал, для других он всегда чреват ложными истолкованиями. Герменевтика это способ сделать понятия понятными другим.

 

 

22. В чём заключается субъективный аспект герменевтики?

 

Познание жизни неотделимо от её переживания: познаёт не голова профессора Доуэля, а целостный человек с вегетативной нервной и гормональной системой. Герменевтика преодолевает логический рационализм, реабилитирует мир чувств, восстанавливает приоритет индивидуальности: познаёт не абстрактный обобщённый разум, а конкретный живой человек. Впервые на это обратили внимание романтики в начале 19 века. До них, в эпоху просвещения, господствовал рационализм, тщательно изгонявший из сознания любую субъективность.

 

 

23. В чём состоят две главные проблемы герменевтики?

 

Это герменевтическое поле и герменевтический круг. С одной стороны, любое явление допускает множество интерпретаций (герменевтическое поле), из которых надо выбрать наиболее адекватную. С другой стороны, даже в рамках одной интерпретации для понимания частного нужно предварительно иметь контакт со всеобщим, которое в свою очередь состоит из частностей. Человек должен понять то, внутри чего он находится: будучи частью бытия, он должен понять целостное бытие. Это «герменевтический круг»: целое строится из деталей, но сами детали уже изначально определяются целым.

 

 

24. Как выйти из логического круга?

 

Следует рассматривать познание не в статике, а в динамике - как итерационный процесс постепенного приближения к искомой истине. Поскольку специфика целого не может быть раскрыта из структуры его частей, то  понимание приобретает круговой характер: мысль движется по расширяющемуся кругу. Фактически это не круг, а спираль, поскольку итеративный процесс понимания предполагает прирост знания на каждом шаге итерации.

 

25. Почему для понимания частностей необходимо предварительное понимание целого?

 

Понимание всегда включает в себя предпонимание, на основе которого происходит движение к адекватному пониманию. Например, в речи  зачастую невозможно выделить осмысленные группы звуков, пока не понят общий смысл фразы. То же самое в философии: пока не уловишь, что же, собственно говоря, хочет сказать тот или иной философ,  вся его безукоризненно логически выстроенная система остаётся бессмысленным набором высказываний, каждое из которых в отдельности будет выглядеть произвольным, а их взаимосвязь - натяжкой, насилием над здравым смыслом и всем нашим жизненным опытом. И лишь когда уловлено главное, некая исходная позиция автора, тогда только и оживают все его предпосылки и силлогизмы, мы начинаем понимать, что стоит за ними, нам становится доступным язык его понятий и потому мы можем с автором разговаривать, в чём-то соглашаясь с ним, а о чём-то и поспорить. В этом и заключается герменевтика.

 

 

26. Как может выглядеть целостное понимание?

 

Нетрудно доказать, что 1/2+1/4+1/8+1/16...=1. Но логическое доказательство до конца никого не убеждает, в глубине души всегда остаётся сомнение, не было ли в нём незамеченного подвоха. Убеждает только наглядность. Возьмите лист бумаги: это будет искомая единица. Оторвите от него половину и положите на стол. От оставшейся в руках половины оторвите ещё половинку и приложите полученную четвертинку к уже лежащей на столе половинке. Продолжайте в том же духе, пока не надоест, но главное вы уже поняли: в бесконечной перспективе вы получите именно ту единицу, которую вы с самого начала держали в своих руках.

 

 

27. Откуда берётся «предпонимание»?

 

Это априорное знание, заданное традицией. Начальная точка на итерационной лестнице познания. Любое произведение культуры само по себе мертво, жизнь и смысл в нём возникают только благодаря наличию духовного потенциала у воспринимающего. Яков Бёме утверждал, что он понимает написанное им самим лишь когда Господь простирает над ним свою десницу (иными словами, когда его «осеняет»). Появляется же этот духовный потенциал («Божья десница») вовсе не вследствие учительской роли культуры, а в результате созерцания - углублённого проникновения и вглядывания в свою собственную глубину, в свою сердцевину.

 

 

28. Достаточно ли пассивного созерцания для понимания?

 

Само по себе пассивное созерцание ещё не вершина знания, оно лишь основа для создания модели: «Слышу и забываю, вижу и запоминаю, делаю и понимаю». - Конфуций. Создание наглядной работающей модели и есть математическое  (а значит и научное) «делание». В этом смысле математиком был Эйнштейн: его мысль двигалась не в области слов или знаков как их заместителей, а в области наглядных моделей. Слова и формулы приходили потом, на стадии оформления интуитивно (зрительно и мышечно) найденных образов.

 

 

29. Что даёт прямое созерцание в отличие от знания, полученного извне?

 

Ощущение предмета знания как своего.

 

 

30. Что означает «своё»?

 

Своё это та несомненная глубочайшая реальность, по сравнению с которой всё внешнее есть не более, чем абстракция. Это та моя боль, на фоне которой в муки миллионов людей я верю лишь из вежливости, забывая о них сразу же, как только мне перестают о них напоминать. Своё есть то положительное основание, которое, будучи извращённым, превращается в основание для солипсизма: здесь тоже от великого до безумного один шаг. Своё это мой личный вход во всеобъемлющую реальность: та самая реальность, которая существует вне меня и помимо меня, то есть, объективно, оказывается ближе всего мне во мне самом, то есть, субъективно. При этом, моё субъективное ощущение своего есть не просто один из аспектов реальности, но её наиболее адекватное выражение, почти подлинник - насколько подлинным может быть отображение бесконечного в конечном.

 

 

31. Что такое «чужое»?

 

В противоположность своему как лежащему в самом центре нашего самосознающего Я и составляющего самую сущность нас как познающих субъектов, чужое есть то, что лежит как бы на познавательной периферии, до чего ещё надо дотянуться. Мы и тянемся к чужому пятью нашими щупальцами-чувствами и шестым щупальцем - разумом. Своё мы знаем непосредственно, сразу, интуитивно, тогда как чужое даётся нам не сразу, а в результате растянутого во времени процесса познания. Чужое мы узнаём лишь косвенно. В знании чужого нет радости обладания подлинником, это знание не «лицом к лицу», а «зерцалом в гадании». В познании чужого - судьба Каина: это труд не в радость, пища, которая не насыщает, путь, который не приближает, а удаляет от «Лица Господня».

 

 

32. В чём онтологический смысл понимания?

 

Понимание нацелено не на мир явлений, а на открываемый через него мир смыслов.  «Понимание - это когда нечто глубокое поднимается на мою высоту». - Ницше.  Понимание - не инструмент, а способ бытия человека в мире. Бытие же не может быть объектом для нас, так как мы сами суть бытие.

 

 

33. Что такое наглядность?

 

Это прямое сопоставление понятий. Например, отличить правое от левого можно только предъявив то и другое одновременно. Мгновенное схватывание сути дела происходит в образе или наглядной схеме. Не методичное увязывания одного суждения с другим, а наглядное изображение мысли в целом. Молниеносной быстроте мысли мешает увалень-язык: «смысл молнии не выгрохотать грому».

 

 

34. Достаточно ли очевидности для понимания?

 

Очевидность сама по себе не всегда является гарантией верного понимания. Из того, что  истина должна быть очевидной, ещё не следует, что всё очевидное истинно: движение Солнца по небосводу тоже вполне очевидно.

 

 

35. Что значит «простота»?

 

Строгий научный анализ и синтез удаётся провести только в отношении простых систем. Точнее говоря, дело здесь не в простоте, а в некотором другом свойстве, которое можно назвать «алгоритмизируемостью». Такие системы необязательно должны быть просты в смысле лёгкого охвата умом, в этом отношении они могут быть очень сложными - как например, компьютерные программы. «Простота» этих систем заключается лишь в том, что их всегда можно разложить на достаточно элементарные для умственного охвата составные части, так что удаётся понять действие целого, исходя из понимания действия его составных частей.

 

 

36. Почему сложное просто для понимания, а простое - сложно?

 

Для разума парадоксальным образом «просты», то есть доступны для анализа (разложимы на понятия) лишь вещи «сложные» в смысле составные, составленные из множества элементов. Когда разум упирается в нечто неразложимое, сугубо простое, он оказывается бессильным. «Просты» - в смысле не сводимости к чему-то ещё более простому - и геометрические аксиомы, и основные «законы природы» в физике, просты вообще все первофеномены, составляющие сущность нашей жизни и которые надо не вычислять, а созерцать. Прост в этом смысле сам мир, в котором мы живём. «Прежде всякого вкуса и умения выбирать, художник должен обладать даром созерцать мир и каждую его часть не аналитическим их расчленением, а в первозданной целостности нетронутого бытия, где сложность не мешает простоте, а простота включает в себя сложность. Это умение видеть мир чудесным. Художник в своём творчестве должен дышать воздухом этого чудесного». - Джон Китс. Глубинная простота мира, его неалгоритмизируемость, его чудесность - камень преткновения для разума. Он способен понять множественное, но ему не дано охватить единое, для восприятия которого нужен, по выражению Платона, «третий глаз» - особый орган духовной интуиции.

 

 

37. В чём заключается диалектика сложности и простоты?

 

Сложность создаёт необходимую новизну, простота сохраняет достигнутое. Кроме того, она удерживает от чрезмерной увлечённости химерами воображения, ибо в своём воображении мы пытаемся быть более творческими, чем сам Господь Бог. Этому препятствует простота, которая на стадии чрезмерно разросшегося знания означает смирение, возвращающее нас в реальность.

 

 

38. Что означает объяснение?

 

Спираль познания содержит как субъективный элемент - понимание, так и объективный элемент - объяснение как сведение нового к уже известному, что означает оценку и отбраковку высказанных предположений. Выдвинутое на основании предварительного понимания предположение должно получить свое объяснение. Объяснение это выявление скрытого механизма, управляющего тем или иным явлением. Объяснение проходит две фазы: сначала явление «разбирают» на составные части, достаточно простые, чтобы их можно было понять из предшествующего опыта. Затем опознанные детали синтезируются в новое целое - на основе знания неких общих принципов (таких, как «законы природы» - если рассматривается явление физического мира). Цель познания считается достигнутой, когда удаётся представить рассматриваемое явление как некий частный результат, вытекающий из более общих принципов.

 

 

39. Для чего нужно объяснение?

 

Объяснение позволяет передать своё понимание другому. Понимание находится в сфере интуиции, объяснение - как ответ на вопрос «Почему?» - в сфере логики.

 

 

40. В чём суть объяснения как решения обратной задачи?

 

Восстановление авторского замысла по произведению - выявление ядра. Типичный пример — психоанализ как выявление структуры бессознательного: какие механизмы психики заставляют человека реагировать на те или иные жизненные ситуации тем или иным образом. Проблематичность подхода - неоднозначность: одни и те же данные укладываются в разные модели (Фрейд и Юнг). Другая опасность: стробоскопический эффект: грубые методы дают вместо высокого мотива низменный.

 

 

41. Что общего у предсказания с объяснением?

 

Объяснение относится к прошлому, предсказание - к будущему. Предсказание факта это, как и объяснение, выведение его из уже известного закона. Схема рассуждения здесь та же самая: из общего утверждения (закона) выводится утверждение о факте. Предсказание отличается от объяснения только тем, что речь идет о неизвестном еще факте.

 

 

42. Всё ли можно объяснить?

 

Объяснить можно всё, даже то, что невозможно понять - в этом особенность логики. С другой стороны, по мнению Канта «мало понимает тот, кто понимает лишь то, что можно объяснить».

 

 

43. Всё ли нужно объяснять?

 

Умного человека чужое объяснение может только запутать: «Я бы давно всё понял, если бы мне не объяснили».  «Только не надо мне ничего объяснять, если мне надо будет, я сам всё пойму» - Гегель.

 

 

44. Какие радиотехнические аналогии поясняют суть объяснения?

 

Адекватность восприятия сигнала (понимания) приёмником (учеником) прежде всего зависит от «передаточной характеристики приёмника» (тезауруса ученика). Сигнал передаётся без искажений, если полоса пропускания шире спектра сигнала. Применительно к познанию это означает, что уровень сложности сознания должен быть выше уровня сложности познаваемого объекта. Если спектр сигнала шире полосы пропускания приёмника, познание будет выкраиваться по мерке сознания. Однако даже при высокой чувствительности и избирательности приёмника сигнал может не пройти, если «плоскости поляризации» учителя и ученика не совпадают.

 

 

45. Что такое когнитивное картирование?

 

Выявление хода мысли оппонента в поведении, речах и текстах. Ищется «ядро» человека: на что он в принципе способен.

 

 

46. В чём особенность «чтения между строк»?

 

Это попытка восстановления заведомо неполного текста, дополнение его информацией, утаённой автором  от читателя: надо учитывать не только то, что человек сказал, но и то, о чём он умолчал. Любая характеристика (человека или события) содержит как положительные, таки отрицательные стороны, и для того, чтобы установить отрицательные, совсем необязательно на них указывать прямо, достаточно просто не упоминать соответствующие положительные стороны. Достоинство чтения между строк в том, что в этом случае автор не может сознательно ввести читателя в заблуждение. Недостаток: легко перемудрить, приписав автору несуществующую злокозненность.

 

 

47. Можно ли понять автора лучше, чем он понял себя сам?

 

Да, потому что высказывание автора - не вполне его личная собственность, это лишь его индивидуальная интерпретация некой общей идеи.