РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ

Круг интересов

КАРТА САЙТА

 Славяне. Кто они?
Виртуальное интервью с Максимом Ивановичем Жихом заместителем главного редактора Международного научного журнала "Исторический формат", автором книги "Восточные славяне накануне государственности"

 

 

Дата публикации: 14.03.2020

Знать всё о немногом и немного обо всём

Коммерческое использование материалов сайта без согласия авторов запрещено! При некоммерческом использовании обязательна активная ссылка на сайт: www.kruginteresov.com

Арам Аствацатуров: Здравствуйте Максим Иванович! От имени всех участников нашего Виртуального Клуба я благодарю Вас за принятое приглашение и согласие ответить на вопросы.  У нас интересная тема «Славяне. Кто они?» и, конечно я надеюсь, у нас будет интересная и позитивная беседа.

Максим Иванович, начнем с начала? Где вы видите корни славян и когда впервые упоминаются славяне?

 

М.И.Жих: Впервые славяне достоверно под собственным именем (как "склавины", что является греческой передачей этнонима "словене") упоминаются у авторов середины VI века: византийского историка Прокопия Кесарийского и готского историка Иордана. Однако ещё за сто лет до этого (в середине V века) в рассказе византийского автора Приска Паннийского о посольстве к гуннам зафиксирован ряд славянских слов: μέδος – «мёд», κάμον – «камон», strava – «страва»; гидронимы Τίσας – «Тиса» и Τιφήσας – «Тимиш», что говорит о том, что уже в это время славянский этноязыковой компонент был как минимум, широко представлен на Среднем Дунае. Если мы двинемся ещё на шаг вниз по хронологии, то географ II в. Клавдий Птолемей упоминает такие этнонимы как "суовены" и "ставаны", в которых многие учёные также видят искажённое имя славян. Весьма вероятно, что у ряда авторов начала н.э. (Плиний Старший, Тацит, и тот же Потолемей) славяне фигурируют под именем "венетов". Этот этноним восходит к индоевропейскому времени и его значение для индоевропейского праязыка восстанавливается примерно, как "народ, люди одного племени". В дальнейшем этот этноним сохранился в этнонимии ряда индоевропейских групп, в частности, славян (типологической аналогией является этноним "арии", который также восходит к индоевропейскому времени и также сохранился в этнонимии ряда индоевропейских групп). Также в науке не раз выдвигались идеи, что ранее какие-то славянские группы могут фигурировать у античных авторов под иными названиями (например, "невры" Геродота), но это, на данный момент, остаётся в области гипотез. Сам этноним "словене" не имеет в науке общепринятой трактовки. Существует три его интерпретации: (1) Связь с понятием "говорить на понятном языке", т.е. "словене" = "ясноговорящие, понимающие речь друг друга"; (2) Связь с неким топонимом или гидронимом (пример - в "Слове о полку Игореве" Днепр именуется "Словутич"), т.е. "словене" - это "люди, живущие по берегам реки Слова" (3) Понимание имени "словене" как социального термина со значением "члены одного племени, единой общности". Все три гипотезы имеют сторонников среди авторитетных учёных и однозначно предпочесть одну из них на данном этапе вряд ли возможно. Мне ближе первая гипотеза из названных. При этом важно подчеркнуть, что в эпоху начала средневековья имя "словене" ещё не выступало обозначением совокупности всех славофоннных народов, а относилось только к их части. Процесс его распространения как совокупного имени всех славяноязычных "племён" был постепенным. Поэтому применительно к древности и раннему средневековью термин "славяне" может использоваться в двух значениях: (1) В узком значении как имя конкретного народа, который так себя называл; (2) В широком значении как совокупность всех славяноязычных народов. Вопрос о том, где находилась прародина славян, на данный момент не имеет в науке общепринятого решения. Основными являются три концепции (каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на несколько вариантов): (1) Висло-Одерская, которая локализует прародину славян на территории современной Польши; (2) Днепровская, которая локализует прародину славян в регионе Среднего и Верхнего Днепра; (3) Дунайская, которая локализует прародину славян в Среднем Подунавье. У каждой из них есть свои аргументы и есть свои слабые места. Лично я являюсь сторонником Висло-Одерской теории происхождения славян и считаю, что она лучше всего объясняет совокупность известных нам фактов. Но в 2017 году вышла очень интересная книга историка С.В. Назина о происхождении славян, где представлен усовершенствованный вариант Дунайской теории. В общем, поиски и споры продолжаются...

 

Арам Аствацатуров: Максим Иванович, а кто жил на территориях, которые сейчас населяют славяне?

 

М.И.Жих: Степи современной Украины занимали разные ираноязычные кочевые народы (киммерийцы, скифы, сарматы, аланы и т.д.), Земли современной Белоруссии и Центральной России - балты, север современной Европейской России - финно-угры. Дискуссионным является вопрос об этнической атрибуции населения Среднего Поднепровья (чернолесская культура, а потом культура земледельческой Скифии). Существуют гипотезы об их принадлежности ираноязычному, фракийскому и славянскому населению. На Балканах жили иллирийцы, фракийцы и т.н. "палеобалканцы" (то есть люди, о языках которых науке почти ничего не известно кроме нескольких слов). Невозможно уверенно сказать, кто жил на территории современной Польши: по разным версиям это могли быть германцы, венеты (если рассматривать их как особый индоевропейский народ) или славяне. Как видите, у меня уже дважды (применительно к Польше и Среднему Поднепровью) промелькнули слова "здесь по одной из версий жили славяне", то есть мы возвращаемся к проблеме поисков славянской прародины, которая находилась где-то в пределах нынешнего обширного славянского ареала.

 

Вадим Карманов: Уважаемый Максим Иванович, какие народы окружали славян и как славяне и соседи влияли друг на друга?

 

М.И.Жих: Поскольку славянский ареал постоянно расширялся, соседи славян менялись. Если первоначально славяне соседствовали на северо-западе и севере с балтами, то после занятия балтских территорий и ассимиляции балтского населения, северными и северо-западными соседями славян оказались финно-угры. На западе соседями славян были германцы, на юго-западе - кельты, на юго-востоке - ираноязычные кочевники (скифы, сарматы, аланы и т.д.), а с V-VI вв. - тюрки. На юге - фракийцы и иллирийцы. Поскольку славяне неуклонно расширяли свой ареал, они постепенно поглощали или вытесняли своих соседей. Но в процессе ассимиляции что-то перенимали от них: какие-то слова, какие-то элементы культуры и т.д. Долгое соседство славян с германцами привело к тому, что в ещё в праславянский язык проникли заимствования из прагерманского, а в прагерманский - из праславянского (об этом есть работы лингвиста В.В. Мартынова). Кельты очень серьёзно повлияли на развитие славян и славянской культуры.

 

Эдвард Ковалерчук: Уважаемый Максим Иванович, в начале Вашего вводного повествования Вы упомянули греческую передачу этнонима "словене" как "склавины", но по-гречески слово "склавос" (σκλάβος) означает "невольник". Усматриваете ли Вы в этом совпадении какую-то смысловую трактовку? Кстати, в немецком языке слово "sklave" тоже означает "раб". Нет ли и в этом уходящего корнями в глубокую древность своеобразного отношения поздне-исторического Запада к восточно-европейским народам?

 

М.И.Жих: Скорее всего новогреческое обозначение раба σκλάβος и этноним славян между собой никак не связаны и представляют просто омонимию (случайное созвучие) и новогреческое σκλάβος ("раб") является формой, производной от глагола σκυλεύο - "добывать военные трофеи". В византийских источниках никаких ассоциаций славян с рабами нет. Позднелатинское sclavus ("раб") происходит от указанного греческого слова и его сближение со славянами скорее всего является вторичным и имеет народно-этимологический характер. В  ходе германской экспансии на славянские земли, приведшей к уничтожению балтийских славян, большое число славян было обращено в рабов. Тогда, видимо, возникло народно-этимологическое сближение понятий "славянин" и "раб". Но если мы посмотрим ранние латинские тексты, то там никаких ассоциаций славян с рабами тоже нет.

 

Арам Аствацатуров: Максим Иванович, когда и какие первые славянские государства появились?

 

М.И.Жих: Славяне в своём общественно-политическом развитии последовательно прошли несколько стадий, для каждой из которых был характерен больший территориальный размах и более сложный уровень интеграции: (1) Формирование этнополитических союзов или славиний, как их именуют византийские источники (древляне, кривичи, словене и т.д.); (2) Формирование таких политий, которые объединяли в своём составе несколько этнополитических союзов во главе с одной лидирующей славинией (если говорить о Восточной Европе, то там подобные «суперсоюзы» были созданы, в частности, волынянами, древлянами и словенами); (3) Формирование предгосударственных, а потом и раннегосударственных политических объединений. Подробнее о том, как происходил процесс формирования Древнерусского государства (а формирование других славянских государств происходило по близкой схеме) можно посмотреть в моей статье: "Восточнославянский политогенез и реформы княгини Ольги"  // Исторический формат.  2017. № 3-4. С. 175-234. Первым славянским предгосударственным объединением, о котором в источниках сохранились развёрнутые сведения, была "держава" князя Само, существовавшая на территории современной Чехии и сопредельных регионов. Ей посвящена моя книга: "Славянский правитель Само и его «держава» (623-658). Источники, локализация, социально-политическая организация, историческое значение". СПб., 2019

 

Арам Аствацатуров: Максим Иванович, Вы говорили о расширении славянами территории обитания, но были ли у славян походы далеко за границы проживания? Насколько было это далеко?

Находились ли следы славян на других континентах? Если находились, то какова была причина таких походов и как славяне повлияли на аборигенов?

 

М.И.Жих: Самые дальние известные походы славян достигали Крита и Малой Азии, но закрепиться там славяне не смогли. Группой славян, продвинувшейся далеко на восток, была в Среднем Поволжье создана именьковская археологическая культура. Там славянам удалось закрепиться на несколько столетий (IV-VII вв.), но в конце VII века они были вытеснены или поглощены пришедшими на Среднюю Волгу болгарами. Славяне-"именьковцы" первыми принесли в Среднее Поволжье пашенное земледелие и ряд других культурных новаций, воспринятых местным финно-угорским населением.

 

Арам Аствацатуров: Максим Иванович, какой из языков современных славян наиболее близок к древнему славянскому языку?

 

М.И.Жих: На этот вопрос я не могу дать ответ, поскольку я историк, а не лингвист.

 

Арам Аствацатуров: Максим Иванович, были различия в вероисповеданиях у различных племён древних славян?

 

М.И.Жих: К сожалению, источники о языческой религии древних славян носят весьма разрозненный характер, поэтому сложно уверенно говорить о специфике верований отдельных славянских "племён". Даже общую характеристику славянского язычества дать непросто, и в науке существует несколько разных концепций того, что собой представляла славянская мифология (Работы Е.В. Аничкова, Н.М. Гальковского, Д.К. Зеленина, Б.А. Рыбакова, В.И. Иванова и В.Н. Топорова, В.Я. Проппа, Н.И. Толстого, Л.С. Клейна, Л.Р. Прозорова, В.Й. Мансикки, Г. Ломянского, А. Гейштора и т.д.). Первое свидетельство о языческой религии славян относится к середине VI в. и сохранилось у византийского автора Прокопия Кесарийского: "Они считают, что один из богов, творец молнии, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания". Какого именно славянского бога Прокопий Кесарийский именует "творцом молний" уверенно сказать нельзя (учёные предлагали Рода, Сварога и Перуна). Повесть временных лет сообщает, что, заключая договоры с Византией, русы клялись Перуном и Волосом. В 988 г. Владимир установил в Киеве языческий пантеон, куда вошли Перун, Хорс Даждьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь. Католические авторы сообщают о богах балтийских славян XI-XII вв., дольше всего сохранявших свою языческую веру: Святовите, Поренуте (вероятно, вариант имени Перуна), Подаге и т.д. К сожалению, источники сообщают по-сути только имена богов, ничего не говоря ни об их функциях, ни о родственных связях между ними, ни о связанных с ними мифах и представлениях, поэтому учёным приходится реконструировать их в самых общих чертах, опираясь на этимологию имён славянских богов, на параллели с верованиями родственных славянам индоевропейских народов (балтов, кельтов, германцев и т.д.) и на этнографические материалы, в которых сохранились элементы славянских языческих верований.

 

Арам Аствацатуров: Уважаемый Максим Иванович, какие самые необычные обряды и традиции были у древних славян и какие дошли до настоящего времени?

 

М.И.Жих: Ну, тут надо бы для начала уточнить понятие "необычные". Каких-то прям вот необычных обычаев я у славян не припомню: всё вполне типично для европейских народов, переживавших периоды "военной демократии" и становления государственности: языческая религия с обрядами и праздниками, призванными обеспечить хороший урожай в поле и благополучие скотины в хлеву; удачу в военным походе и прочих делах. В крестьянской среде многие соответствующие обычаи сохранились до XIX-XX вв. и были зафиксированы этнографами.

…………………………………………………………………………………………………….

фейсбук,   https://www.facebook.com/groups/270147343161057/

Виртуальный Дискуссионный Клуб «Мысль» 11-12 марта  2020 г.

---------------------------------------------------------------------------------------

предложения по темам обсуждения, спикерам, формату пишите на электронную почту klubvirtual@mail.ru