РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ

Круг интересов

КАРТА САЙТА

Регина Кон

   Халуцим — идущие  впереди,

 и песни, которые помогали им строить и жить

 

                                                          Дата публикации: 30.10.2020

 

 

Когда Моисей вывел народ из Египта и вёл его по пустыне, воины из колен Реувена и Гада дали клятву "наавор халуцим" – "пойдем впереди всех по указанному пути ". Отсюда пошло понятие "халуцим" – идущие впереди всех.

Термин халуцим в своём новом небиблейском значении возник в  период Первой алии.

Алия́ (ивр. ‏עלייה‎, буквально «подъём», «восхождение», — репатриация (понимаемая в данном случае как возвращение на историческую родину) евреев в Государство Израиль, а до основания Государства Израиль — в страну Израиля. Является одним из основных понятий сионизма, ныне закреплённым в израильском «Законе о возвращении».

Первая алия (1882 — 1903)

В 80-90-е годы XIX века в Палестину стали прибывать переселенцы из европейских стран.   Значительная часть были просто беженцами, спасавшимися от преследований в царской России, и верующими, желавшими посвятить остаток жизни изучению Торы и молитве.

Однако многие из репатриантов были убежденными сионистами. Это были небольшие группы и отдельные люди. Они создали первые сельскохозяйственные поселения.

К  1903г.,  т.е.  к  концу периода Первой алии, было основано 28 поселений  и приобретено 90 тысяч акров земли. За этот период в Эрец-Исраэль прибыло около 20 тысяч человек, главным образом, из Восточной Европы.

Поскольку прибывали переселенцы-сионисты из  из разных мест, их объединял иврит, в том числе и в музыке.

Ивритские тексты  накладывались на мелодии популярных российских и восточно-европейских композиций. Эти песни, посвященные, в основном, жизни в Палестине,  называли  «песни Земли Израиля» (ивр."Ширим Эрец Исраэль»).

Особенно популярны были «идеологически правильные», нужные на тот момент песни, призывающие к действию.

Песня  «Хушу, ахим, хушу» («Спешите, братья, спешите», сл. И. Пинеса) на мотив русской плясовой.

Иехиэль Михаэль Пинес - публицист, педагог и общественный деятель. Писал на иврите. Совместно с Э. Бен-Иехудой Пинес учредил общество Тхият Исраэль (Возрождение Израиля) с целью распространения иврита в качестве разговорного языка.

Песню исполняет  Гилель (Ильке Раве),  израильский певец, родился в 1916 году в Баку, а в возрасте  4-х лет переехал вместе с родителями в Палестину. Будучи подростком, стал членом Хаганы. Во время Второй мировой войны служил в Еврейской бригаде в составе британской армии. Находясь на службе, во время езды на мотоцикле попал в аварию, в результате чего ему ампутировали ногу. Во время Войны за независимость жил вместе с женой Авивой, профессиональной певицей в Нью-Йорке, где в составе делегации Хаганы  под руководством Тедди Колека  участвовал в мероприятиях по сбору средств для Государства Израиль. Авива пела, а Ильке аккомпанировал  ей на флейте. По возвращении в Израиль супруги организовали музыкальный дуэт «Ильке и Авива», который вскоре стал одним из наиболее популярных в Израиле. Дуэт выступал в Израиле и за границей с израильскими песнями, песнями на русском языке, а также песнями на русские мелодии с текстом на иврите Во время войны Судного дня  Ильке выступал перед бойцами. На протяжении всей жизни он  самостоятельно изготавливал флейты из кусков дерева, которые собирал на берегах Иордана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видео: «Хушу, ахим, хушу»

 

Ещё одна песня того времени: Гимн сионистского труда, «Биркат ха-ам» - («Народное благословение»)

Автор музыки неизвестен, но принято считать, что мелодия  – русская народная.

Стихи  были написаны в 1884 году  на иврите в то время 21-летним Хаимом Нахамом Бяликом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хаим Нахам Бялик

 

«Укрепляйте руки наших братьев, обновляя почву нашей земли - пусть ваш дух не подведет, приходите радостно, плечом к плечу на помощь людям».

В 1916 году  в «Сборнике революционных песен» был опубликован русский текст  неизвестного автора, под названием «Майская песня».

Затем уже в Эрец Израэель песня с ивритским текстом получила новое название «Техезакна — Объединение» и, написанная в конце Первой алии, стала гимном для Второй (1904—1914) и Третьей (1918—1923). Каждое собрание рабочих заканчивалось пением «Техезакны».

Исполняет песню на русском языке также Гигель Раве. Клип снят в  1975 году, в нём мы видим обложку брошюры «Арфа Сиона» с заголовком «Народным борцам» и Фотографией Бялика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видео: «Благословение народа»

 

 

В 2011 году была сделана  запись с оркестром ЦАХАЛа и хором ,  с пояснением: «Музыка – русская народная. Изображения, сопровождающие видео, из архива кибуца Ган Шмуэль»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видео: «Биркат ха ам»

 

Вторая алия (1904 – 1914)

Вторая алия (1904–1914) , начальным   толчком которой послужил Кишиневский погром 1903 г., а затем и волна погромов, прокатившаяся по Российской империи во время революции 1905-1907гг., состояла в основном из молодых пионеров (халуцим), выходцев из России и Восточной Европы, которые в Палестине вначале были наёмными рабочими в сельскохозяйственных поселениях и городах.

 

 

 

Видео: «Песня халуцим», исп. Тимур Фишель, Таллин

Эта молодежь была проникнута социалистическими идеями национального возрождения, они жаждали создать на Земле Израиля общество трудящихся.

Основанная в 1905 году  в Тель-Авиве гимназия «Герцлия» стала первой в мире средней школой, где преподавание велось на  иврите, а здание гимназии стало первым общественным зданием только что основанного Тель-Авива.

Она также стала одним из первых заведений среднего образования с совместным обучением.  В учебный план были включены экскурсии и полевая исследовательская работа.  Новаторский имидж гимназии привлёк к ней внимание в диаспоре, и состоятельные еврейские семьи стали посылать своих детей в Палестину, чтобы те учились в ней.

Первым учителем музыки в гимназии «Герцлия», затем   преподавателем на семинарах  и первым композитором, поселившимся в только что основанном  Тель-Авиве, стал  Ханина Карчевский, родившийся в Бессарабии.

Из учеников гимназии он создал хор, для которого сам сочинял или аранжировал чужие песни. В   Тель-Авиве он основал первый в стране профессиональный хор из 200 певцов в сопровождении оркестра из 40 музыкантов.

На пасхальных каникулах 1912 г. ученики гимназии собирались поехать   в Верхнюю Галилею и чтобы петь в пути,  Карчевский сделал новую аранжировку известной в то время песни  с текстом на идише  американского  еврейского поэта  Мориса Розенфельда и музыкой композитора   Рихтера на новые ивритские слова, превратив её в гимн гимназии , а впоследствии — она стала  одной из самых известных израильских песен  "Po BE'ERETZ CHEMDAT AVOT - Здесь, на земле отцов":

Все надежды сбудутся.

Мы будем жить здесь, и мы будем создавать,

Здесь будет процветать  язык Торы.

Пой песню, песню, песню.

Больше семян прорастет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видео: „Здесь, на земле.....

 

В период Второй алии в Эрец-Исраэль прибыло около 40. тыс. человек.

Представители Второй алии создали первые в Эрец-Исраэль рабочие партии, среди лидеров которых был и Давид Бен-Гурион, общества взаимопомощи, продолжалось развитие прессы на иврите в Израиле,  была организована одна из первых военизированных   еврейских организаций в Палестине Ха-Шомер(Страж),  состоявшая из небольших отрядов самообороны.

Был основан  первый кибуц «Дгания» .(1910), как его называют, «Мать кибуцев». Название «Дгания» было выбрано в честь пяти сортов злаков  (дган — зерно на иврите), выращиваемых в регионе.

В 1909 г был основан новый квартал Яффы, выросший в первый чисто еврейский город -  Тель-Авив.

Иврит проник во все сферы общественной жизни Эрец-Исраэль, на более высокий уровень поднялось книжное дело и периодическая печать на иврите.

Продолжению Второй Алии помешала разразившаяся Первая мировая война.

 

Третья алия (1919 – 1923)

Третья алия, начавшаяся в 1919 году, была отчасти продолжением Второй алии, которую прервала война. Толчком  послужили, с одной стороны, большевистская революция и гражданская война в России  и связанные с этим погромы на Украине, а с другой -- подъём национального движения в Европе.

Во время Первой мировой войны и сразу после неё в разных государствах возникли молодежные движения - Хе-Халуц  в России,  Ха Шомер Хацаир  в Галиции и созданная в 1923 году в Польше Гордония.

Ахарон Давид  Гордон — один из основателей, идеолог и духовный руководитель халуцианского движения. Центральной для Гордона была «идея труда», как обязательное условие возрождения еврейского народа. Он особо выделял сельскохозяйственный труд и считал, что только занятие земледелием обеспечивает органическую связь человека с землей, природой, вселенной. Последователи Гордона определяли его мировоззрение как «религию труда».

Годы первой мировой войны были трудными для всех жителей Эрец-Исраэль,  а для евреев — в особенности.  Въезд в страну прекратился,  проживающие в стране без гражданства были изгнаны, источники доходов заканчивались, и населению не хватало хлеба. Новые песни почти не сочинялись, еврейское население думало только о том, как продержаться и пережить эти трудные дни.

После окончания войны  ворота в страну открылись, но жизнь была тяжёлой, ведь экономическое положение страны за эти годы не улучшилось. Катастрофически не хватало рабочих мест, и еврейские рабочие порой сталкивались со стремлением еврейских же работодателей нанимать арабов, поскольку у них работоспособность выше, а платить им можно было меньше.

Но новички выдержали эти испытания с честью. В те годы не было социальных служб, и только дружеские отношения внутри групп обеспечивали духовную поддержку.

Путь на Запад,  в Соединенные Штаты, оставался открытым  перед еврейскими эмигрантами, и потому те, кто направились в Эрец-Исраэль, были убеждёнными сионистами, воплощением грёз сионистского рабочего движения о новом молодом еврее, который в трудных условиях обрабатывает родную землю и защищает её от врага.

Халуцим днём тяжело трудились, а вечером до поздней ночи пели и танцевали хору.

Пионером национального танцевального искусства  был Барух Агадати (Борис Львович Каушанский), создатель первого израильского национального танца(«хора Агадати»), также пионер национального кинематографа.

Барух Агадати  родился в Бендерах. Танец, который он сочинил в 1924 году, вдохновлённый румынскими сельскими  танцами на основе румынской мелодии, исполнялся под эту мелодию до 1946 года.

В 1946 году по просьбе танцовщицы Гурит Кадман (по её инициативе был созд

ан Институт развития танца общин и в 1944–68 гг. периодически проводились фестивали народного танца) израильский композитор, профессор, музыкальный критик газеты «Гаарец». Александр Урия Боскович написал новую мелодию для этого танца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видео: «Хора Агадати»

 

В кибуцах, а позже спустя десятилетия и среди горожан стала  популярна одна из форм досуга — коллективного  хорового пения, «шира бэцибур». В 20-30 годах появились ансамбли .

Всего в период Третьей алии в страну прибыло 35 тысяч человек: 53% из России, 36% из Польши, остальные  из Литвы, Румынии и Центральной Европы. Многие участники Третьей алии принадлежали к  молодежным движениям .

Были основаны Гистадрут (Всеобщая федерация трудящихся) и Хагана (организация обороны). Участники Третьей алии трудились на прокладке дорог и строительстве жилья, работали на первых промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве.

Тогда поэт Авраам Шлёнский, работавший строителем дорог,  сравнивал новостройки  с  филактериями Тфилина, а новые дороги, проходящие по всей стране, с его ремешками.

В период Третьей алии была расширена карта еврейских поселений, создано много кибуцев и мошавов (в частности мошав Нахалаль, где родился писатель Меир Шалев).

Фрагмент из  автобиографической книги М. Шалева «А дело было так» о жизни мошавников:

Дедушка Арон иногда писал в газету «Молодой рабочий». Поселившись в Нагалале, он начал выпускать ещё и мошавную сатирическую стенгазету «Комар».  А кроме того, он устраивал в мошаве весёлые пасхальные вечера, которые приобрели широкую известность во всей Долине (Изреельская долина). Закончив дома канонический седер, мошавники шли в «Народный дом», где в нарушение всех канонов начинался разгульный капустник, для которого дед писал пародийные переработки песен из пасхальной Агады,  язвительно высмеивая в них всех и вся, что в мошаве, что в Рабочем движении в целом.

 

4. Четвертая алия (1924 - 1928)

В 1924г. в Эрец-Исраэль появилась новая группа переселенцев. Численность энтузиастов-халуцим сократилась, в основном, из-за ограничений на выезд из Советской России. С другой стороны, увеличилась иммиграция представителей так называемого среднего класса - торговцев и ремесленников, главным образом из Польши.

Всего с Четвёртой алией в Эрец-Исраэль прибыло 67 тысяч человек.

Среди первых репатриантов четвертой алии был Йоэль Энгель (1868-1927), родившийся в Бердянске в 1868 году и прибывший  в Эрец-Исраэль в 1924 году.  Поступив   по рекомендации самого Чайковского  в Московскую консерваторию, на 32-м году жизни он круто меняет направление своей деятельности, начинает собирать, обрабатывать и издавать произведения еврейской народной музыки. В 1922 году Энгель пишет музыку к знаменитому спектаклю вахтанговской «Габимы» – «Диббук» . В то время Энгель работал в музыкальном отделе Наркомпроса РСФСР. Нарком А. Луначарский направил его и Марка Шагала в еврейскую колонию в подмосковной Малаховке, где воспитывались дети-сироты. В том же году покидает СССР, переезжает в Берлин, а в 1924 году  в Тель-Авив. Здесь прославленный критик, учёный и композитор становится… детским учителем. Он учит детей нотной грамоте в Тель-авивской музыкальной школе «Шуламит», руководит хором актеров драматического театра «Охель» («Шатер»), даёт уроки элементарной теории музыки воспитательницам детских садов на иврите, в котором у него не было широких познаний. Своей главной задачей в этот период Энгель считал создание новой – ивритской – песенной культуры

Песня «Спи, спи, моя  девочка» (Колыбельная, написанная для дочери. )

Спи, спи, моя маленькая девочка.

Папа ушел на работу -

Он вернётся, когда выйдет луна,

И принесёт тебе подарок!

Папочка пошел на виноградники.

Он вернётся, когда выйдут звёзды

И принесет тебе виноград!

Папа пошел в сад.

Он вернётся вечером с ветром

И принесет яблоко.

Папочка вышел на поле -

Он вернётся вечером с тенями и принесет тебе колосья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видео: «Нуми, нуми - Спи, спи, моя  девочка»

  Исп. Нека Зебисверадзе, грузинская певица

 

Композитор Мордехай Зеира (Дмитрий Гребень) прибыл в Израиль в конце Третьей алии.

Его отец был восторженным почитателем канторского пения, и Мордехай с детства впитал канторские мелодии и хасидские напевы. Материальное положение семьи не позволило ему получить музыкальное образование. Он поступил на механический факультет Киевского университета, а в годы революции примкнул к движению Хашомер Хацаир. Тогда же он начал играть на фортепиано «по слуху» и сочинять мелодии.

В 1924 году Зеира был обвинён в принадлежности к молодёжному сионистскому движению, грозила ссылка, но ему разрешили покинуть Россию и репатриироваться в Эрец-Исраэль. По приезде он вступил в кибуц «Афиким» в Нижней Галилее. Мостил дороги, был сапожником, строителем, рыболовом.

Забавный случай. Зеэв ѓa-Ям (Айзикович), один из основателей кибуца, проходил как-то мимо сапожной палатки и увидел, что Мордехай  держит на коленях вместо  ботинка лист бумаги, а в руке вместо гвоздей и молотка – карандаш, и выводит он на листке «палочки и нолики, палочки и точки». Именно так и произнес Зэев на экстренном собрании . Обвинили парня в саботаже, и на три месяца лишился он членства  в кибуце… А из этих палочек, точечек и ноликов рождались, как мы видим, чуть ли не подпольно, первые знаменитые песни израильского композитора Мордехая Зеиры.

Когда товарищи обнаружили музыкальный талант Мордехая, ему поручили сочинять песни для общественных мероприятий. Первой песней, для которой Зеира написал и текст, и музыку, была «Хульца Кехула» (голубая рубашка.)

Когда  Мордехай посмотрел первый спектакль театра «Оhель» и услышал музыку Йоэля Энгеля, он решил серьезно учиться музыке, переехал в Тель-Авив в 1927 году и присоединился к театру. Полтора года проработал в театре, изучал актёрское мастерство, занимался изготовлением декораций и не только чинил, но даже шил обувь. Параллельно  начал изучать сольфеджио и теорию музыки.

С 1930 по 1933 год он работал на фабриках Мертвого моря, а по выходным ездил в Иерусалим (33 км), где копировал ноты для профессора Розовского в обмен на уроки игры на фортепиано. Шломо Розовский познакомил  его с музыкой разных этнических общин Иерусалима, например,  сефардской .

В 1934 году  Зеира начал работать в Израильской электрической корпорации, сначала занимаясь ручным трудом, но позже перешел на канцелярскую работу из-за слабого здоровья. В том же году он написал песню «Шир харешет» - «Песня сети» , которую посвятил Пинхасу Рутенбергу, основателю корпорации и электростанции Нахараим.

Пинхас Моисеевич Рýтенберг — политический деятель, эсер, активный участник русских революций 1905 и 1917 гг., организатор и участник убийства Г. Гапона, инженер и бизнесмен, впоследствии один из руководителей сионистского движения, организаторов Еврейского Легиона и Американского еврейского конгресса В 1920-е годы добился от британских властей концессии на электрификацию подмандатной Палестины, построил первые электростанции, создал и возглавил существующую и поныне в Израиле Электрическую компанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видео: «Песня сети»

 

5. Пятая алия (1929 - 1939)

С Пятой алией в Эрец-Исраэль прибыло более 250 тысяч евреев, что коренным образом изменило характер ишува. Олим приехали из разных стран: Польши, Германии, Австрии, Румынии, Греции, Йемена и Ирака.

Большая часть новоприбывших (80%) поселилась в городах.

20% олим участвовали в создании ряда новых поселений.

За 1936-39гг. было создано 53 новых поселения.

Кибуц «Негба» основан польскими репатриантами в 1939 году в рамках программы «Хома у-Мигдаль - Стена и башня».

Хома у мигдаль— способ строительства сельскохозяйственных укреплённых поселений из сборных блоков в течение суток.

 

Строительство киббуца «Негба»...

 

 ...и его внешний вид после завершения строительства

Базовым элементом такого поселения был двор, огражденный двойной деревянной стеной; в пространство между наружной и внутренней стенами засыпался гравий. С внешней стороны стена опутывалась колючей проволокой. В центре двора сооружалась сторожевая вышка, снабжённая электрогенератором и мощным прожектором. Жилища поселенцев располагались по углам двора.

Сборные блоки, секции стен и вышки изготовлялись (или складывались) в ближайшем поселении. В назначенное время к выбранному месту в сопровождении бойцов Хаганы приезжали на грузовиках и тракторах сотни строителей и устанавливали блоки на месте нового поселения. После установки (она занимала обычно 24 часа) строители уезжали в свои поселения, а в новом укреплённом поселении оставалась группа из 20–40 халуцим, которая сразу же приступала к сельскохозяйственному освоению примыкающего к поселению участка.

Документальные кадры о создании кибуца "Негба" с оригинальной записью известной  песни  халуцим "Утренняя песня", также известной как "На холмах золотой рассвет излил свое великолепие", по первой строчке, написанной поэтом Натаном Альтерманом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видео: «Утренняя песня». Строительство кибуца Негба

 

Натан Альтерман‎ родился в Варшаве, израильский поэт, драматург, журналист и переводчик. В 1968 году был удостоен Государственной премии Израиля в области литературы.

Его родители были сионистами и создали первый в Польше еврейский детский сад, где с детьми разговаривали только на иврите. Поэтому Натан с детства говорил на двух языках — иврите и идише.

Перу Альтермана принадлежат многочисленные переводы на иврит, среди которых комедии Мольера, трагедии Шекспира, баллады Бёрнса и многие другие шедевры мировой художественной литературы.

 

В 1934 году.был снят один из первых израильских художественных кинофильмов Ле-хаим хадашим» («К новой жизни»). Одна из копий была найдена в архиве Стивена Спилберга в Еврейском университете  Иерусалима.. .

Фильм  посвящен освоению Изреельской долины в Нижней Галилее, которая названа по израильскому городу Изреель (буквально — «посеет/засевает Б-г»), находившемуся в древности в центре долины.

Автор музыки к фильму Даниэль  Самбурский родился в Кенигсберге. В 1932 году Самбурский поселился в Тель-Авиве. Преподавал музыку в общеобразовательных школах и педагогических семинариях. Как лектор и пропагандист музыки оказал большое влияние на музыкальную жизнь страны: в 1935–50-е гг. именно он ввёл в практику вечера  хорового пения (шира бе-циббур), которые популярны до сих пор.

Слова песни написал  Натан Альтерман

 

Песня "Shir Ha-Emek — Песня долины".

Ночь покрыла поля Изреельской долины.

Роса внизу и лунный свет сверху,

О, какая ночь ночей! Тишина.

Спи дорогая долина, земля славной красоты

Мы будем охранять тебя.

Море зерна покачивается,

Это моя страна и ее поля,

Это долина Изреель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видео: фрагмент из кинофильма «В новую жизнь"

 

В 1936 — 39 годах в Палестине происходило  арабское восстание. Еврейской поселенческой полицией тогда руководил Ицхак Саде, один из будущих создателей и руководителей Армии обороны Израиля. По инициативе Саде и под его руководством были  созданы «Полевые роты» (Плугот Саде),   элитные подразделения, куда он лично отбирал солдат.

В 1938 году Саде обратился к Натану Альтерману с просьбой написать песню-гимн для этих отрядов.  Так была  создана  «Земер Хаплугот — Песня отрядов».

Позже, когда был сформирован оркестр Армии Обороны Израиля, эта песня стала одной из официальных  песен ЦАХАЛа . Автор музыки Даниэль Самбурский.

В песне есть такие строчки: "Мы не повернём назад, и нет другого пути. Нет народа, который покинет родные руины". Хаим Гури, известный прозаик и поэт, однажды сказал о них: «Для меня они составляют суть сионизма.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видео: «Земер Хаплугот»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видео: фрагмент выступления оркестра ЦАХАЛа
 на фестивале «Спасская башня»,  где звучит эта песня.

 

Более четверти участников Пятой алии — это евреи из Германии и Австрии, это был первый мощный приток олим из Западной и Центральной Европы.Среди них было много музыкантов, и большинство состава созданного в 1936г. филармонического оркестра принадлежало к выходцам из Германии и Австрии.

В 1933году началась новая, молодежная алия (Алият ха-ноар).

У еврейского молодежного движения того времени в Германии  был образец для подражания - «Вандерфогель (нем. Wandervogel, «Перелётная птица») — объединение различных немецких  туристических молодёжных групп и клубов, впервые появившихся в 1896 году и существующих по сей день.

Группы «Вандерфогель» объединяет тяга к природе, путешествиям, походам, скалолазанию, пению народных песен у костра под аккомпанемент лютни «Вандерфогель» («Wandervogellaute») — гибрида лютни и гитары. С приходом к власти в Германии в 1933 году нацистов «Вандерфогель», а также другие независимые от Гитлерюгенда молодёжные организации оказались вне закона. После окончания Второй мировой войны организация была возрождена.

У еврейских  молодежных организаций вскоре возникла иная задача:  подготовка новых халуцим. Возникло новое движение — «Хахшара -  Подготовка. « Молодых людей обучали на специальных фермах, затем им помогали приехать в Палестину.

 

 

Участники  движения «Хахшара»

В Германии было более 30 учебных центров.

Молодые люди просыпались в 5:30 летом и в 6:30 зимой. После завтрака все должны были пойти на перекличку, а затем начался их рабочий день.

Вечером все вместе учили иврит. Большое внимание было уделено дисциплине - только лучшие могли быть выбраны для эмиграции в Палестину.

Молодые люди часто во время работы натягивали  несколько слоев одежды и пуловеры, чтобы действительно пропотеть так, как это будет в Палестине. А особенно любили  вечера, когда  пели песни на иврите.

До 1933 года  большинство молодых людей всё еще видели свое будущее в Германии. Но в ночь  имперского погрома 9 ноября 1938 года были совершены нападения на фермы Хахшара и даже депортации в Бухенвальд.

Нацистские власти первоначально поощряли эмиграцию в Палестину.

Однако количество иммиграционных сертификатов для Палестины было ограничено, ведь они выдавались британскими властями. И еврейские организации в Германии всегда сталкивались с трудным решением: кто получает сертификат - а кто должен оставаться в Германии?

Выбор был обусловлен следующим: кто работал лучше всех, кто больше подходит для жизни в обществе? Старик в Израиле в Доме престарелых, который в молодости участвовал в этих отборочных интервью, вспоминал со слезами на глазах: «У одной девушки  была искалечена правая рука, и  мы не могли  дать ей сертификат».

В 1941 году деятельность движения Хахшара было насильственно ограничена нацистами. Молодые люди, которые до этого не имели возможности эмигрировать в Палестину или любую другую страну, сначала были отправлены на принудительные работы, а затем были депортированы в концентрационные лагеря. Немногие из них выжили. Точно неизвестно, сколько молодых людей было спасено Хахшарой и Молодежной  алией, основанной  в 1932 году. Исследователи  предполагают более 10000.

Многие молодые люди, которые добрались до Палестины из Германии, начали там работать в кибуцах и сразу же убедились, что хотя и учили иврит, почти никто не говорил свободно.

«Иврит был не просто каким-либо языком, это был язык новой нации. Поэтому было наиважнейшим делом овладеть им. Настолько, что иногда было запрещено говорить по-немецки в кибуце, или идише или русском».

Многие молодые иммигранты были выходцами из семей среднего класса и должны были привыкнуть к социалистическим структурам в кибуце. Некоторые жаловались на то, что им нужно было передать свои книги, которые они сохранили со своей родины, коллективу - или свитер, который бабушка связала специально для них.

Один  молодой человек написал родным, что получил выговор за то, что он постоянно говорил «извините », « спасибо» или «могу я?» так как  это считалось слишком буржуазным и, следовательно, непригодным для кибуца,  а однажды он наступил на ногу своего товарища Мины и не извинился перед ней, потому что он не хотел быть слишком буржуазным, а затем весь день думал: «О, что она теперь обо мне подумает? »

Молодые евреи в Палестине столкнулись с серьёзностью жизни на раннем этапе: они тяжело и самоотверженно работали.

Они сами сочиняли песни, которые были отражением их жизни и работы в  новом доме, и пели их на иврите - языке, который для большинства людей не был родным языком.

"Сообщества без песен —  сообщества без молодости, без общения", - эти слова  открывают книгу песен, изданную в 1930 году под редакцией немецкого отдела Всемирной ассоциации Маккаби.

«Большинство наблюдателей были впечатлены счастьем этих людей. Несмотря на частые разочарования, несмотря на продолжающиеся трудности, несмотря на каждодневную тяжёлую работу каждый день, эти мужчины и женщины казались удивительно счастливыми».

Еврейский национальный фонд (Keren Kayemeth LeIsrael) содействовал публикации и распространению в диаспоре сборников песен из Палестины, чтобы познакомить еврейскую молодежь  с песнями, которые тогда звучали в Эрец Израэль.

Многие из этих песен были напечатаны на открытках KKL в начале 1930-х годов. Некоторые открытки были разосланы в еврейские учреждения по всему миру, другие пришли в свободную торговлю и использовались в переписке между палестинскими евреями, их родственниками и друзьями за границей.

  Открытка с  песней ХАВА НАГИЛА

 

Начиналась Пятая алия с небольшого ручейка, но в 1933г., когда к власти в Германии пришел Гитлер, ручеёк превратился в половодье.

Накануне Второй мировой войны в Палестине проживало 475 тысяч евреев, что составляло около 40% от общей численности населения.

За период 1933-36гг. более 164 тысяч евреев въехало в страну в законном порядке, а кроме того тысячи олим прибыли "незаконно".

 

Для продолжения нажмите здесь:

ПЕРЕЙТИ КО ВТОРОЙ ЧАСТИ

 

Знать всё о немногом и немного обо всём

Коммерческое использование материалов сайта без согласия авторов запрещено! При некоммерческом использовании обязательна активная ссылка на сайт: www.kruginteresov.com