РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ
ЕСКО в феврале 2021
В условиях продолжающихся ограничительных мер по предотвращению распространения коронавируса, изыскивая способы общения без посещения культурного центра Шалом-Европа, мы ещё в январе предложили организовывать онлайн-встречи с использованием платформы Zoom.
7 февраля такую встречу на платформе Zoom организовал ведущий клуба "Грани времени" Лев Шиманович. Подключиться к встрече удалось только семи участникам. Однако, поскольку это был только первый опыт, то его можно было посчитать успешным. Разговор на сей раз, правда сосредоточился только на одной теме. Обсуждалась вакцинация населения от коронавируса. При этом мнения о различных видах вакцин основательно разошлись. Каждый из участников встречи руководствовался сведениями из прочитанных им в интернете материалов разных источников, поэтому дискуссия затянулась на целый час, благо, что платформа Zoom в связи с пандемией позволила сверх установленных для бесплатной версии 40 минут предоставила дополнительное время.
Как раз в течение первой декады февраля пожилые люди старше 80 лет были проинформированы властями города о начале регистрации на прививки от коронавируса. Поскольку вся процедура регистрации предполагалась только в онлайн-режиме, многим членам нашей общины потребовалась помощь в использовании средств электорнной почты. Такую помощь под руководством г-жи Эрики Франк (Erika Frank) активно оказывали Александр Резник и Юрий Карпелев.
Большое внимание уделялось мероприятиям, посвящённым 1700 - летию еврейской жизни в Германии. Так обращалось внимание на проведение 9 февраля в 23:30 "Ночной линии" Баварского телевидения с трансляцией передачи из старейшей в Германии синагоги в городе Байройт.
Председатель еврейской общины Байройта Феликс Готард вместе с телеведущим Андреасом Бёнте провели виртуальную экскурсию по синагоге.
Они показали, в частности, микву, которая считается одной из самых чистых в Европе.
Кроме того, была продемонстрирована уникальная находка, обнаруженная в 2009 году при проведении ремонтно-строительных работ: под досками чердака рабочие наткнулись на генису - полость для хранения еврейских литургических текстов. В числе примерно 8000 таких текстов были также записки с каббалистическими изречениями или пожеланиями, такими, которые обычно вкладываются в Стену Плача в Иерусалиме. Возраст найденных документов оценивается примерно в 250 лет.
Запись этой передачи будет оставаться доступной в медиатеке Баварского телевидения в течение всего юбилейного года.
В воскресенье 21 февраля по плану ЕСКО состоялась ещё одна виртуальная встреча на платформе Zoom. Это была тридцатая встреча по проекту "Притяжение тайны", и она впервые проводилась в режиме онлайн. Темой встречи была "Ось мира", как её обозначил древнегреческий географ Гиппарх Никейский, имея в виду Александрийский меридиан, проходящий через одно из чудес света - Фаросский маяк в Александрии. Ведущий цикла Эдвард Ковалерчук показал, как точно на этом меридиане, будто жемчужины на нитке ожерелья, образовались знаменитые культурные центры: Санкт-Петербург, Витебск, Киев, Одесса и Константинополь, ставший впоследствии Стамбулом. Повествование сопровождалось демонстрацией большого количества иллюстраций: видов городов, портретов выдающихся деятелей литературы, искусства, науки и культуры - уроженцев этих городов. В обсуждении приняли активное участие Александр Гейбух, Марат Герчиков, Светлана Хебер, Марк Шустерман, Борис Стерлин, Нарцис Городецкий, Аида Азрилян и другие. Всего во встрече было более двадцати участников. Этот второй опыт проведения онлайн-встреч на платформе Zoom показал, что такие встречи имеет смысл проводить и в дальнейшем.
С 21 февраля на телеканале ARD открылась тематическая неделя еврейской жизни, в течение которой осуществлялись многочисленные трансляции, посвящённые 1700-летию еврейской жизни в Германии. Лейтмотивом этой тематической недели являлось утверждение о том, что более 1700 лет евреи формируют и обогащают жизнь в германском пространстве. При этом отмечалось, что разнообразие и значение еврейской истории и культуры ещё мало известны. Это должно измениться в ходе общенационального немецко-еврейского праздника по случаю первого появления еврейской общины на территории современной Германии в 321 году. Мероприятия недели были призваны показывать, насколько многогранной и яркой была и есть еврейская жизнь в этой стране, несмотря на многие болезненные разрывы, и что движет еврейскими немцами сегодня.
Тематическая неделя открылась 21 февраля фестивалем в Кёльне и сопровождалась баварским вещанием с темой BR "Шалом - 1700 лет еврейской жизни в Германии" по радио, на телевидении и в Интернете.
На открытии выступили, в частности, президент ФРГ д-р Франк-Вальтер Штайнмайер и президент Центрального совета евреев Германии д-р Йозеф Шустер. Молодые евреи рассказали о своем взгляде на прошлое, настоящее и будущее еврейской жизни в Германии. Обербургомистр Кёльна Генриетта Рейкер представила исторический еврейский квартал, в котором создается новый еврейский музей.
В серии из пяти частей "Дети Торы" с 21 по 25 февраля британский искусствовед сэр Саймон Шама, идя по следам всемирной еврейской истории, связал недавние археологические открытия с еврейским искусством и культурой, античные и современные истории, и показал то, как в течение всей истории евреи думали, писали, говорили, оплакивали и праздновали, и как это связано с судьбой остального мира.
В документальном фильме" Посещение Еврейского музея Берлина " директор музея Хетти Берг со студенткой Йоханной Миреа показали переработанную постоянную выставку в музейном здании, построенном по проекту американского архитектора Даниэля Либескинда, чья архитектура, в свою очередь, тоже повествует о немецко-еврейской истории.
Документальный фильм" Еврейская жизнь в Баварии", показанный 22 февраля, представил религиозные обычаи и праздники, и на примере четырех еврейских общин показал, как еврейская и христианская традиции могут жить вместе. То, что это является интегрирующей силой в спорте, становится очевидным в немецко-еврейском спортивном клубе Маккаби. То, что всегда есть отдельные личности, которые реализуют такие проекты с оперативностью, настойчивостью и убедительностью, показывает еврейский общинный центр в Мюнхене, которого не было бы без Шарлотты Кноблох, президента Израелитской культурной общины Мюнхена и Верхней Баварии, и бывшего бургомистра Мюнхена Кристиана Уде.
Документальный фильм" Лорел и бублики " продемонстрировал традиции еврейской кухни. Лорел Кратохвила родом из Бостона, своей склонностью к традициям еврейской кухни она обязана лучшим рецептам своей бабушки. С ее рогаликами она хочет помочь в том, чтобы основные традиции еврейской кухни пережили ренессанс также и в Берлине.
К 321 году относится первое историческое свидетельство еврейской жизни к северу от Альп: эдикт римского императора Константина, разрешавший назначение евреев на должности в городской администрации Кельна. Об этом напомнил праздник в Кельнской синагоге 23 февраля.
Однако предрассудки и травля еврейских сограждан всё ещё продолжают оставаться проявлениями повседневной жизни. Откуда эти антисемитские начинания, откуда насильственные атаки? И что с этим можно поделать? Документальный фильм "Shalomaleikum: Meet a Jew!", показанный 24 февраля представил инициативы молодых людей, строящих мосты: проект диалога "Шаломалейкум" Центрального совета евреев Германии способствует встрече евреев и мусульман и хочет помочь снять напряженность. В европейском проекте" YouthBridge" участники из всех конфессий совместно строят мосты, разрушая стереотипы и клише.
Еврейский юмор - он признан тонким и глубоким, он проходит через повседневную жизнь, культуру и религию - с просто неисчерпаемым разнообразием шуток и перлов, которое на протяжении многих веков развивалось и как стратегия самообороны. Что его делает таким, эдакой смесью язвительности и самоиронии? В какой-то мере ответы на этот вопрос даёт документальный фильм "Еврейская шутка как оружие беззащитных", который был показан 25 февраля в 22:00.
Мы все с удовольствием вспоминаем, как мы праздновали Пурим в прошлом году. Это был последний перед введением связанных с пандемией ограничительных мер, настоящий весёлый праздник, когда мы собрались все вместе в Зале имени Давида Шустера, наслаждались замечательным концертом нашей любимой "Меноры" с участием Авраама Ха-Коэна, выступлениями детей и сладкими гоменташн. Нынче мы празднуем Пурим каждый у себя дома в кругу семьи. Конечно у всех на столе есть не только гоменташн, но и креплах, и куриный бульон с клёцками и много других вкусностей и, конечно же напитков, от которых поднимается настроение и немножечко забываются всякие там ковиды-шмавиды. Но застолье - это, конечно, хорошо, однако и о содержании и значении праздника мы с вами все помним, но и ещё нелишний раз друг другу напомним. Вот какими мыслями о Пуриме делится с нами наш раввин Яков Эберт:
Когда-то в Израиле жил скромный человек по имени Нисим. Он жил с семьей в маленьком домике, рядом с которым росло великолепное гранатовое дерево. Его фрукты были особенно
красивы и вкусны. Но это дерево было больше, чем просто пиршество для глаз, ибо, продавая урожай, он обеспечивал себе и своей семье доход на целый год - гранатовое дерево было для него источником средств к существованию, несмотря на то, что он мог прожить на него довольно скромно. Но этого вполне удовлетворяло его нужды. Каждый год ветви дерева висели, полные гранатов, и люди приходили издалека, чтобы купить эти необыкновенно красивые и сочные плоды.
Однако однажды летом Нисим встал перед своим деревом и не смог обнаружить ни одного граната среди зелёных листьев, мягко шелестящих на ветру. Его ужас был велик, и он воззвал вслух к своему сыну. Когда тот поспешил прибежать, то Насим сказал ему: "Сын мой, быстро забирайся на ветки и посмотри, не найдется ли там плода, который мы не можем увидеть снизу". Его сын был в восторге от задания и ловко взобрался наверх. Через некоторое время он действительно обнаружил три граната, необычайно красивые и большие. Сын сорвал их с дерева, а Нисим подумал: "Что же делать с этими тремя плодами?". Он решил не продавать их в этом году, несмотря на то, что люди предложили ему за них много денег . Он поделился двумя гранатами со своей семьей, и они наслаждались каждым кусочком, поблагодарив Б-га за этот замечательный подарок. Один гранат, однако, Нисим хранил на Новый год деревьев.
Поскольку семья теперь не имела доходов из-за отсутствия урожая, они стали бедными. Жена Нисима становилась все более отчаявшейся и в конце концов убедила его переехать в деревню и зарабатывать деньги в другом месте. Он согласился с тяжелым сердцем, потому что видел, насколько велика её нужда. На следующее утро, когда солнце встало, он вышел. Но как бы он ни старался, ни один человек не мог дать ему работу, никакого дохода не было видно, и в каждую деревню и город посылали его, пока он не пришел к границам Израиля. Ему было очень больно покидать свою страну, но он думал о своей семье, которая переживала большие трудности, и поэтому он бродил до тех пор, пока не добрался до далекой Кошты в Турции. Когда он прибыл туда после долгого трудного путешествия, уже праздновался Ту Би Шват. Его первая прогулка привела его в синагогу, но что он там увидел? Ни одного счастливого лица, ни улыбок, ни радости, все люди плачут и плачут, молятся в отчаянии. Поражённый, Нисим спросил человека, стоящего рядом с ним: "Что случилось? Почему всем грустно и печально?" И человек объяснил ему: "Среди нас, евреев, в Коште великое отчаяние. Сын султана серьезно болен, и султан хочет, чтобы мы помогли ему выздороветь. Если мы не пошлём к нему врача, чтобы он исцелил его, он изгонит всех евреев из земли. Пойдем, я отведу тебя к раввину, он, несомненно, будет рад гостю". Человек привёл его к раввину, и Нисим с радостью поделился с ним своим прекрасным гранатом на Новый год деревьев. Нисим был тепло встречен и показал раввину плоды, которые он сохранил специально для этого дня, и которые прошли с ним весь долгий путь. "Меня зовут Нисим и я из Израиля", - представился он, и раввин радостно улыбнулся ему. Он ответил: "Конечно, у тебя был долгий и трудный путь, но я верю, что Всевышний послал тебя сюда, чтобы помочь нам".
Нисим смотрел ему в глаза в изумлении. "Почему ты так думаешь?" Раввин снова улыбнулся и сказал ему, что ему приснился сон, в котором ему явилось еврейское слово "гранаты" - "Римоним", а кроме каждой буквы еще и слово: "RefuaMelechUbenuNisimIawijMehejra". А это значит: Нисим принёсет исцеление сыну царя как можно быстрее.
Раввин сказал Нисиму: "Быстрее, давай отправимся во дворец. С помощью Всевышнего сок этого граната принесёт принцу исцеление, и евреи Кошты снова смогут жить в Коште со свободным сердцем и без страха". Сказано-сделано. Они поспешили к султану и были приведены к постели его сына. Он выглядел бледным и худым, когда лежал там, его глаза были закрыты, а дыхание было слабым. Он был близок к смерти. Быстро дал ему Нисим несколько капель драгоценного гранатового сока, и вскоре лицо его порозовело. Нисим надеялся, что его плод действительно принесёт исцеление больному мальчику, и он дал ему ещё одну каплю выпить. Как только сок коснулся губ принца, он сделал глубокий вдох, и ещё один, и в следующую секунду он дышал глубоко и ровно. На следующей капельке мальчик наконец открыл глаза и сел. Он был здоров! Султан плакал от радости, когда брал на руки любимого сына. Он сказал Нисиму: "Никогда не забуду, что ты для меня сделал. Я покажу вам свою благодарность и дам вам богатые подарки из золота и драгоценных камней, столько, сколько вы сможете унести. И отныне всем евреям будет позволено жить в земле моей без страха и заботы; никто никогда не будет изгнан".
Нисим поблагодарил султана и вернулся в родной Израиль со своими богатствами. С тех пор гранатовое дерево перед его домом ежегодно приносит много плодов, а история о Нисиме и чудесном исцелении принца распространилась по всей стране.
Подобно этой истории, в повествовании о Пуриме нет ничего радостного, ведь еврейский народ сталкивается с чудовищной угрозой. С помощью Всевышнего, Мордехая и царицы Эстер, еврейский народ избежал опасности быть уничтоженным. Печаль превращается в радость, а горе -в счастье. Таким образом, Пурим напоминает нам о том, что мужественная царица Эстер однажды спасла еврейский народ от уничтожения. В синагоге вслух читается свиток Эстер, содержащий сведения об Эстер. Называется "Мегиллат Эстер".
В этом году невозможно праздновать Пурим в нашей синагоге из-за пандемии, поэтому мы сообщаем Вам о возможности прослушать рассказ Эстер онлайн на канале Youtube Еврейской общины Франкфурта:
Коммерческое использование материалов сайта без согласия авторов запрещено! При некоммерческом использовании обязательна активная ссылка на сайт: www.kruginteresov.com