РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ

Круг интересов

КАРТА САЙТА

Вюрцбургские евреи

 в средние века

 

Точная дата основания первой еврейской общины в Вюрцбурге не установлена. Она приходится, вероятнее всего, на период первого крестового похода, вследствие которого произошло переселение евреев из Майнца.

С начала своего существования на рубеже XI - XII столетий еврейская община Вюрцбурга обладала европейскими контактами и связями. Обнаруженные в 1987 году на Пляйхе надгробные камни (мацевы) свидетельствуют о том, что уже между 1147 и 1349 годами город был центром еврейской религии, культуры и образования в Европе. Вюрцбургские талмудисты и раввины в этот период тесно взаимодействовали с важнейшими общинами Германии и Франции В то время сюда переселялись евреи из таких городов как Париж, Монпелье и Вена. Среди получивших международную известность раввинов, которые длительное время проживали в Вюрцбурге или получили здесь образование, Элиэзер бен Натан, его зять Йоэль бен Исцхак хал-Леви со своим сыном Элиэзером бен Йоэль хал-Леви, Ицхак Ор-Саруа, Меир бен-Барух из Ротенбурга и Элиазар бен Моше хад-Даршан.

 

В христианской больнице Дитрихшпиталь ок. 1220 года работал еврейский врач Зюскинд, предположительно идентичный миннезингеру Зюскинду из Тримберга, которого можно узнать на изображениях по островерхой шапке "юденхут".

Хронология

 важнейших событий

 еврейской истории

 в Вюрцбурге

1096 - 1446

 

1096 год. Преследование евреев на территории Рейнской долины, переселенцы из Майнца.

1147  год, 24 февраля. Первое упоминание о еврейской общине в связи с погромом.

1147 - 1298 гг. Расцвет еврейской общины Вюрцбурга. Приток евреев со всей южной Германии, Англии и Франции.

1235/36 гг. Все евреи в государстве получили статус казённых слуг (Kammerknechte)

1247 г. Передача королём под залог вюрцбургскому епископу права на покровительство над вюрцбургскикими евреями (Judenschutz) и взимание налога, который евреи обязаны были платить за охрану жизни и имущества.

1298 г. Т.н. "Ринтфлейш-погром" (по имени возглавлявшего его немецкого дворянина), самый крупный и кровавый акт преследования евреев в период средневековья, охвативший большую часть Южной Германии. В Вюрцбурге бандами Ринтфляйша при содействии горожан были уничтожены 841 вюрцбургский еврей и 100 евреев, бежавших сюда из окрестностей.

1336/37 гг. Во время Армледер-погрома (прозвище рыцаря Арнольда фон Уиззигхайма) была уничтожена еврейская община Китцингена. Граждане Вюрцбурга, наконец, выступают против Армлендера, его арестовывают и казнят, как нарушителя мира и спокойствия. Когда волнения вспыхивают снова, городские власти Вюрцбурга угрожают высылкой каждому, кто причинит евреям зло.

1349 г. Почти полное истребление евреев, живших в Вюрцбурге, после катастрофического вымерзания виноградников и на фоне латентной юдофобии, раздуваемой клеветническими слухами о якобы отравлении евреями колодцев в других местах.

1403 г. Охранная грамота епископа Иоганна Эглоффштайна для евреев, желающих поселиться на территории Вюрцбургского округа (Hochstift).

1422 г. Договор между важнейшими маркграфами об обложении податями евреев, проживающих на их территориях.

1429 г. Епископ Иоганн вон Брунн отдаёт еврейское кладбище Вюрцбурга в залог мяснику Гансу Вентцелю.

1430 г. Сносятся последние дома старого вюрцбургского еврейского квартала у рынка.

1445/46 гг. Охранная грамота епископа Готтфрида Шенка из Лимпурга для евреев округа. Восстановление еврейского кладбища на условиях оплаты общиной ежегодной высокой подати.

Евреи Нижней Франконии

 в начале Нового времени

 (XVI - XVIII века)

 

Основанием для легального существования евреев Нижней Франконии с XV до начала XIX века служила индивидуальная охранная грамота "Schutzbrief", действительная для главы семьи, его домочадцев и, в некоторых случаях, для прислуги. Такие грамоты не могли передаваться по наследству.  Условием для получения охранной грамоты от епископа служило свидетельство о высоком благосостоянии. Те, кто не мог приобрести такую грамоту, считались не подлежащими защите "евреями - попрошайками". Около 1800 года еврейское население составляло почти 4% от общего. Приблизительно 540 семей принадлежали к "епископскому сельскому еврейству". К рыцарской "Верхнеземельской" или "Грабфельдской" корпорации - 629 семей и к "Нижнеземельской" - 621 семья. У грабфельдских евреев был свой собственный верховный раввин в Бургпреппахе. Евреи нижних земель совместно со старовюрцбургским сельским еврейством подчинялись верховному раввину Хайдингсфельда. Хайдингсфельд в течении многих лет был центром еврейской жизни сегодняшней Нижней Франконии. Тамошняя еврейская община, впервые документально упомянутая в 1298 году, приобрела в XVII веке в связи с выселением евреев из Вюрцбурга особое значение. Даже когда Хайдингсфельд отошёл к епископскому округу, евреям было разрешено там оставаться. Еврейское и христианское население франконских деревень придерживалось разных религиозных и культурных традиций. Повседневным языком для евреев во Франконии был идиш, а сдобренный им франконский диалект служил для общения с нееврейским населением.

Хронология

 важнейших событий

 еврейской истории

 в Вюрцбурге

1530 - 1800

 

1530 г. Карл V утверждает покровительство евреям в торговле, в вопросах жизни, собственности и религии. Конрад фон Тюнген (1519 - 1540) допускает у себя заселение евреев, однако пытается ограничить ростовщичество в пользу ремесленного промысла. После его смерти антисемитски настроенный соборный капитул пытается захватить всех евреев в плен.

1540 - 1558 гг. Рост еврейских общин в Вюрцбурге и на территории Хохштифта*) в  период либеральной политики епископа Конрада III фон Бибра (1540 - 1544). Однако его преемник Мельхиор Цобель фон Гибельштадт (1544 - 1558) вынужден был пообещать соборному капитулу в своей "предвыборний программе"  мероприятия против евреев, но фактически оставляет в силе только ограничения притока евреев.

     *) Понятие "Хохштифт" [Hochstift] обозначает духовную территорию в Священной     Римской империи

            до 1803 года, где государственный суверенитет осуществлялся  епископом в качестве государственного

     князя, княжеского епископа или князя-епископа[Fürstbischof]. Часто в переводах с немецкого титул

       "Fürstbischof" отождествляют с Архиепископом, хотя на самом деле этот титул означает объединение

      в одном лице главу церковной и административной власти.

 

1554 г. Иосиф бен Гершон предотвращает судебный процесс по обвинению евреев в ритуальных убийствах. Две еврейские жрнщины и трое мужчин в Оберхайде на наесколько недель были задержаны и подвергались пыткам из-за обвинения их в совершении ритуального убийства. Иосиф бен Гершон ( Йозель из Росхайма), официальный представитель еврейских интересов при кайзере, выхлопотал появления мандата Карла V, согласно которому кровавые наветы вообще больше не рассматриваются.

1554 г. Изгнание евреев из имперского города Швайнфурта. Повторное активное заселение начинается только с 1861 года.

1557 г. Земельный и городской советы просят фон Гибельштадта о выселении евреев из города.

1558 г. Вюрцбургские "околоточные" требуют от городского совета форсировать выселение евреев.

1560 г. Епископ Фридрих вон Вирсберг выдворяет всех евреев из Вюрцбурга и других городов округа.

1575/76 гг. Епископ Юлиус Эхтер фон Меспелбрунн выселяет евреев из Вюрцбурга, конфискует еврейское кладбище на Плейхе и на этом участке возводит Юлиусшпиталь. Он строго запрещает всем христианам заключать денежные сделки с евреями. Жалобы и протесты (в основном протестантские), направленные рыцарством кайзеру, Эхтером игнорируются.

1577 - 1600 гг. Эпоха "ланд-юден" или переселение евреев из Хохштифта в сельские поселения. Постепенное вытеснение евреев из Вюрцбурга привело к тому, что они стали расселяться по различным небольшим нижнефранконским сельским владениям. Рыцарские анклавы, монастырские поселения и приюты принимают их у себя.  Так начинается эпоха "ланд-юден" (сельские евреи), которая формирует картину еврейской жизни Нижней Франконии до конца вюрцбургского князь-епископства (Fürstbistum). Наиболее крупные общины образуются в Хайдингсфельде, Эйбельштадте, Марктбрайте и Хёхберге.

1642 г. Окончательное изгнание евреев из Вюрцбурга (на 160 лет) епископом Филиппом вон Шёнборном

1665 г. Образоване еврейского кладбища в Аллерсхайме (Маркт Гибельштадт).

1666 г. Эдикт о защите евреев от "перегибов".  С помощью таких эдиктов вюрцбургское епископство пыталось защитить евреев от рукоприкладства и грабежа. Было запрещено забрасывать евреев камнями, бить их или грабить их владения. Подобные эдикты выходили затем в 1692, 1700, 1728 и в 1949 годах.

1668 г. Первое упоминание о подушной таможенной пошлине. Проходя таможню, иногородние евреи, желающие попасть на территорию Вюрцбургского округа, должны были платить как за себя, так и за свой товар. Размер этой пошлины составлял 20 крейцеров за право войти в деревни округа, 30 крейцеров за пересечение границ городков и 45 крейцеров за право войти в Вюрцбург.

1699 г. Предписание к упорядочению еврейской торговли. Фюрстбишоф Иоганн Филипп фон Грайфенклау позволяет евреям торговлю ювелирными изделиями, ковкой, серебром, старой медью, цинком, лошадьми, тягловым и другим скотом, пером, тиком, постельным бельём , льняным и шерстяным полотном. Князь-епископ обязывает провести перепись еврейского населения и выяснить на что евреи живут. Отчёты показывают, что большинство еврейских многодетных семей в сёлах жили преимущественно торговлей скотом и товарами повседневного спроса.

1715 г. Сооружение новой синагоги в Китцингене, предписание о кошерном вине. Хайдингсфельский земельный раввин Симон Френкель устанавливает способ изготовления кошерного вина.

1717 г. Освящение синагоги в Марктбрайте. Во время правления фюрста Шварценбергского в Марктбрайте еврейская община достигла особого развития. Около 1700 года здесь жили 20 семейств, и среди них разросшиеся семье Астрюк и Оппенгеймер. В Марктбрайте проводятся зседания еврейского земельного самоуправления. Здесь же находится верховный раввинат шварцебергского княжества.

1719 г. Устройство вюрцбургского "юденамта".  "Юденамт" - еврейский попечительский совет - служил промежуточной инстанцией между еврейским самоуправлением и правительством Хохштифта Вюрцбурга. Он рассматривал прошения евреев и давал им ход в дальнейшие правительственные учреждения. Жалование чиновнику "юденамта" выплачивали евреи.

1742 г. Введение дополнительных разрешений в предписание и еврейской торговле в округе Вюрцбурга. Евреям теперь разрешалось торговать предметами роскоши: золотом, серебром, шёлком и бархатом. Еврейские торговцы получили право арендовать для своих товаров складские помещения в Вюрцбурге. Этим разрешением сумели воспользоваться 22 торговца. В этом же году еврейским купцам была позволена ночёвка в городе, на которую однако, необходимо было получить особое платное разрешение.

1765 г. Открытие синагоги в Госсманнсдорфе.

1769 г. Первое упоминание о синагоге в Гаукёнигсхофене

1772 г. Арнштайнский договор. В "Арнштайнском договоре" регулировались многолетние разногласия между евреями Хохштифта и еврейством рыцарских анклавов, в том числе распри из-за таможни.

1780 г. Освещение новой синагоги в Хайдингсфельде. После выдворения евреев из Вюрцбурга в XVII веке Хайдингсфельд превратился в центр еврейства Нижней Франконии. В конце XVIII века здесь живёт около 500 евреев. (В настоящее время Хайдингсфельд является одним из районов Вюрцбурга). В одном из документов, хранящихся в государстенном архиве Вюрцбурга описывается празднование освящения синагоги: евреи внесли священные свитки Торы из дома раввина в ярко освещённую синагогу, раввин читал главы из Писания, а потом произнёс благодарственную речь, адресованную Фюрстбишофу на немецком языке. Гарнизонные музыканты заиграли, а еврейские певцы запели, призывая к танцу. В празднике участвовали многие жители Хайдингсфельда.

1783 г. Йегуда Лёб Фарнбах из Унтерфаррнбаха под Фюртом становится главным раввином Хайдингсфельда.

1785 г. Первый еврейский школьник принимается в Вюрцбургскую гимназию, а год спустя  первый еврейский студент зачисляется на медицинский факультет Вюрцбургского университета. Оба этих явления были однако декларированы как категорически исключительная мера, которая никак не ведёт к дальнейшей открытости учебных заведений города для евреев.

1786 г. В издательстве Штахеля выходит первая биография Мозеса Мендельсона, составленная выходцем из Файтсхёххайма [Veitshöchheim] Симоном Хёххаймером.

1790  г.   Упразднение запрета на владение землёй евреями. Теперь евреи могут приобретать земельные участки на официальных торгах, однако при условии, что через год они снова должны быть проданы.

1791 г. Иосиф Исаак, книготорговец из Гохсхайма [Gochsheim], вносит предложения по улучшению положения евреев. Ему принадлежит идея организации больницы для ухода за бедными и больными евреями. Он докладывает свои соображения фюрстбишофу фон Эрталю во время специальной аудиенции.

1792 г. Франконский краевой Парламент обсуждает проведение мероприятий профессора  Франца Обертюра по улучшению положения еврейского населения.

1800 г.  Двум еврейским резникам разрешено поселиться в Вюрцбурге.

 

Знать всё о немногом и немного обо всём

Коммерческое использование материалов сайта без согласия авторов запрещено! При некоммерческом использовании обязательна активная ссылка на сайт: www.kruginteresov.com