РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ
Виктор Финкель
(Филадельфия, США)
П Р Е Д Т Е Ч И
Провозвестники еврейской иммиграции в США
Источник: "ЕЖ" ("Еврейская жизнь". Газета еврейской общины Филадельфии, США) №№ 20-21, 2021 г.
Об авторе.
Виктор Моисеевич Финкель (1930, Харьков) — известный в России учёный, профессор, специалист по физике твёрдого тела. В годы Великой Отечественной войны семья была эвакуирована в г. Кемерово. Окончив с отличием инженерно-физический факультет Харьковского политехнического института, приезжает по распределению на работу в Кузбасс. Специальность — инженер-металлофизик.
С 1953 по 1956 работа в ЦЗЛ КМК инженером-исследователем. В 1956 защитил кандидатскую диссертацию. Работа на кафедре физики в СМИ. С 1963 по 1969 заведующий кафедрой физики. В 1966 защитил докторскую диссертацию.
Работал на Ростовском заводе-ВТУЗе при Россельмаше.
В.М. Финкель принимал активное участие в формировании научного мировоззрения молодых металлофизиков. С первого курса привлекал студентов к научной работе. В 1962 — 1963 учебном году В.М. Финкель впервые читал лекции по теории дислокаций, вместе со студентами эти лекции посещали преподаватели кафедры физики и инженеры проблемной лаборатории.
На кафедре физики исследовали кинетику хрупкого разрушения материалов. Была открыта аспирантура, и первыми аспирантами у В.М. Финкеля стали Л. Зуев и Г. Раздобарин.
Финкель В.М. является специалистом в области физики быстропротекающих процессов. Стоял у истоков создания научной школы «Прочность и пластичность материалов в условиях внешних энергетических воздействий».
В начале 90-х эмигрировал в США, в Филадельфию, где и проживает в настоящее время. Опубликовал книги: Поэты рубежа, Дикинсон и Цветаева — общность поэтических душ, Пятьдесят первая командировка, Водопад смерти, Любовь и сталь, Портрет трещины (на русском, английском, венгерском), Мосты между американской и русской поэзиями, Штрихи к портрету трещины. Публикации в The Emily Dickinson Journal, Russian Language Journal, Новое русское слово, Слово\Word, Шалом, Заметки по еврейской истории, 7 искусств, Кругозор, Мы здесь, Литературный европеец, Мосты, Мастерская, Зарубежные задворки, Еврейская жизнь/община, Навигатор, Филадельфия, Посредник. Выступил с десятью докладами по вопросам литературоведения на всеамериканских конференциях AATSEEL (American Association of Teachers of Slavic and East European Languages). В том числе, о творчестве Дикинсон, Цветаевой, Ахматовой, Пастернака. Одним из результатов исследований явилось обнаружение связи между поэзией Эмили Дикинсон, с одной стороны, и поэзиями Анны Ахматовой и Марины Цветаевой — с другой.
В публикуемой здесь статье автор исследует существенную часть еврейской истории - освоение еврейскими эмигрантами американского континента c XVI и до начала XX века.
«Вспыхнул над молом первый маяк,
Других маяков предтеча…»
Анна Ахматова «Победа»
Люди различных стран нередко покидали свою родину в поисках лучшей и более
счастливой жизни. Иногда случались времена, когда это происходило в массовом масштабе. Эти промежутки времени получили названия волн эмиграции. Что касается евреев, то условно различают несколько волн.
Волна немецких евреев (из Германии, Баварии, Богемии, Моравии, западной Польши и других стран Центральной Европы) прибыла в США в середине XIX века. В 1850 году их число превысило 50 000, а через десять лет достигло 150 000!
Это были ашкенази, которые изначально говорили по-немецки. Постоянные еврейские погромы в Европе («Мне снилось, что кто-то ломится в дом, и я запираю двери. /В тумане кто-то кричал: «Погром!». Мне снились собаки и эти… звери.» Браха Губерман) стали для них угрозой жизни и их решение переехать в Америку было вполне обоснованным.
(Ашкеназы — это субэтническая группа евреев, сформировавшаяся в Центральной Европе. Термин происходит от слова «Ашкеназ» — семитского названия средневековой Германии, воспринимавшейся как место расселения потомков Аскеназа, внука Иафета). (Википедия).
Между 1880 и началом Первой мировой войны в 1914 году по одним оценкам 1 млн. 557 тысяч, по другим – около 2 млн. говорящих на идиш евреев-ашкеназов эмигрировали из диаспор Восточной Европы, где повторяющиеся погромы делали их жизнь тяжелой и ненадежной. Это были выходцы из еврейских диаспор России (современные Польша, Литва, Белоруссия, Украина и Молдавия), в которой существовала осложняющая жизнь черта оседлости («Все та же резервация./Черта Оседлости». Александр Межиров). Кроме того, убийство русского царя Александра II в 1881 году открыло новую эру насилия. Погромы и массовые убийства евреев в 1881-1882 годах были особенно жестокими – уничтожались целые деревни. («Гремел погром кровавый, одобренный державой». Анастасия Коралова «Погром»). В результате произошел массовый исход евреев, треть еврейского населения Восточной Европы эмигрировала и примерно 90% – в Америку. Это была одна из самых массовых волн иммиграции. (История евреев США; Евреи в США. Иммиграция евреев в Америку. История).
Бежавшие унесли с собой страшные воспоминания. Сохранили их и некоторые поэты:
В беспощадный день погрома.
Всю семью застал я вместе
Дома.
Все лежали в общей груде...
Крови тёмные потоки...
Гвозди вбиты были в груди,
В щёки.
Что любовью пламенело,
Грубо смято тёмной силой...
Пронизали гвозди тело
Милой.
Федор Сологуб.
22 июня 1906 года
С 1989 по первое десятилетие XXI века произошла массовая эмиграция евреев из СССР. Распад Советского Союза, начавшийся в 1988 г. и завершившийся его формальной ликвидацией 31.12.1991 г., привел к гигантскому всплеску исхода евреев из Советского Союза с пиком в 1990-91 гг. Всего за 1989 – 2007 гг. из Советского Союза и стран СНГ выехало 1.670.000 евреев и членов их семей, из них в Израиль прибыло 1.060.000 человек, а на Запад – 610.000, в том числе в США более 350 тыс., ашкеназийских и бухарских евреев. (Михаил Пархомовский, Дан Харув «Сколько евреев эмигрировало из России и когда?»
Заметки по еврейской истории. 1(160))
Вы спросите, почему? Оскорбительная, унизительная, повседневно ограничивающая вас пятая графа. Организованная Сталиным и едва не случившаяся катастрофа с полным уничтожением евреев СССР в 1952-1953 годах. И, наконец, реальная угроза погромов в девяностые годы.
Я вижу, как прет по Арбату погром,
Угаром сердца исковеркав,
…..
Такого еще не случалось со мной
И будет ли так – неизвестно.
И сон этот странный – как будто не мой,
И день выползает из мрака.
Нина Воронель
«Предчувствие погрома»
В сравнении с приведенными выше огромными числами, первая волна еврейской эмиграции в Америку кажется скромной. В 1776-1790 годах в Америке насчитывалось около 1000 - 2500 евреев. В 1826 году в Соединенных Штатах было всего 6000 евреев… Волна эта была скромной по размерам, но она имела место быть и явилась следствием яростных преследований. И сегодня мы обязаны понять её первопричины, то, каким образом она произошла и что из нее вытекает. Для этого нам придется вернуться, ни много ни мало, почти на 530 лет вспять. Точнее, в 1492 год. В этом году произошли два события: одно великое и эпохально изменившее мир – открытие Америки Христофором Колумбом, второе - мерзкое и преступное перед Богом и человечеством – изгнание евреев из Испании.
Вначале обратимся к первому. 12 октября 1492 года экспедиция Христофора Колумба достигла острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге. Этот день считается официальной датой открытия Америки. Колонизация Южной и Северной Америки европейскими государствами, началась незамедлительно. Главными европейскими метрополиями, участвующими в колониальной экспансии, были Испанская империя, Португалия, Британская империя, Голландия, Франция и Швеция. Для понимания происхождения первой волны еврейской иммиграции в США имеют принципиально значение колонизации Бразилии Португалией и Голландией, и Северной Америки (будущие США) - Голландией и Англией.
В 1602 году правительство Республики Соединённых провинций основало Голландскую Ост-Индскую компанию для исследования нового пути в Индию и провозглашения всех неизведанных земель территориями Республики Соединённых провинций. Это привело к нескольким значительным экспедициям, которые создали провинции Новые Нидерланды. В 1609 году Голландская Ост-Индская компания наняла исследователя Генри Гудзона, который при попытке найти так называемый Северо-западный проход в Индию открыл и объявил часть современных Соединённых Штатов и Канады землями компании. Гудзон вошёл в Верхний Нью-Йоркский залив, поднявшись вверх по реке, которая теперь называется его именем. В 1614 году Адриен Блок на корабле «Тигр» отправился в плавание по нижнему Гудзону; впоследствии на корабле «Onrust» («Беспокойный») исследовал Ист-Ривер и стал первым европейцем, который плавал по Хеллегату (сегодня — Хеллгейт), и вошёл в пролив Лонг-Айленд. Оставив пролив, он дошёл до острова Блока, который назван в его честь. По возвращении в Нидерланды Блок составил карту своего путешествия, в которой впервые применил название «Новых Нидерландов» к району между английской Вирджинией и французском Канадой. На этой карте Лонг-Айленд был впервые показан как остров. После первых торговых экспедиций в Америку в 1615 году голландцы основали форт Нассау на острове Касл-Айленд на реке Гудзон. Позже его заменил форт Оранж (сегодня город Олбани (Нью-Йорк). (Нидерландская колонизация Америки).
В 1621 году была основана новая компания — Голландская Вест-Индская компания — с монопольными правами на торговлю в Америке и Западной Африке. Основной голландской факторией в Северной Америке стал Новый Амстердам. В 1623 году был основан другой форт Нассау — на реке Делавэр вблизи города Глостер, ныне штат Нью-Джерси. В 1624 году первые колонисты прибыли в новую провинцию, высадились на острове Говернорс и были расселены по фортам Оранж, Вильгельмус и Кивитс Гок. В 1626 году директор Голландской Вест-Индской компании Петер Минневит выкупил остров Манхэттен у племени ленапе и начал строительство форта Амстердам, который стал главным портом и столицей — Новым Амстердамом. Позже колония расширилась в районы Павонии, Бруклина, Бронкса и Лонг-Айленда. На реке Коннектикут в 1633 году завершили строительство форта Доброй Надежды, ныне это территория города Хартфорд (Коннектикут). (Нидерландская колонизация Америки)
Британская колонизация началась в Северной Америке почти через столетие после Португалии в Южной Америке и Испании – в Северной. В 1585 и 1587 годах сэр Уолтер Рэли по приказу Королевы Англии Елизаветы I предпринял две попытки основать постоянное поселение в Северной Америке. Разведывательная экспедиция достигла американского берега в 1584 году и назвала открытое побережье «Вирджиния». Обе попытки закончились неудачей — первая колония, основанная на острове Роанок недалеко от побережья Вирджинии, оказалась на грани гибели из-за атак индейцев и недостатка припасов и была эвакуирована сэром Френсисом Дрейком в апреле 1587 года. В июле того же года на остров высадилась вторая экспедиция колонистов численностью 117 человек. Планировалось, что весной 1588 года в колонию прибудут корабли со снаряжением и продовольствием. Однако по разным причинам экспедиция снабжения задержалась почти на полтора года. Когда она прибыла на место, все постройки колонистов были в целости, однако никаких следов людей, за исключением останков одного человека, найдено не было. Точная судьба колонистов не установлена по сей день. (Английская колонизация Америки).
В начале XVII века в дело вступил частный капитал. В 1605 году сразу две акционерные компании получили от короля Якова I лицензии на основание колоний в Вирджинии. 20 декабря 1606 года колонисты отправились в плавание на борту трёх судов и после тяжёлого, почти пятимесячного плавания, во время которого несколько десятков людей умерло от голода и болезней, в мае 1607 года достигли Чесапикской бухты. В течение следующего месяца ими был построен деревянный форт, названный в честь короля Форт Джеймс (английское произношение имени Яков). Позднее форт был переименован в Джеймстаун — первое постоянное британское поселение в Америке. Первые годы колонии были чрезвычайно трудными, в голодную зиму 1609—1610 гг. из 500 колонистов в живых осталось не более 60, и, по некоторым свидетельствам, выжившие были вынуждены прибегнуть к каннибализму, чтобы пережить голод.
На протяжении 75 лет после появления в 1607 году первой английской колонии Вирджиния возникло ещё 12 колоний — Нью-Гэмпшир, Массачусетс, Род-Айленд, Коннектикут, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания, Делавэр, Мэриленд, Северная Каролина, Южная Каролина и Джорджия – общей площадью 878 681 км², что составляет 10 % от современной площади США. (Английская колонизация Америки).
Главный вывод из приведенного заключается в том, что на всем протяжении конца XV и целиком XVI веков будь то колониальной или полноправной американской государственности в Северной Америке не было!
В 1492 году испанская королевская чета эдиктом, принятым в Альгамбре, приказала всем евреям Испании в трёхмесячный срок покинуть пределы страны или креститься, оставшиеся после этого срока объявлялись вне закона («В историю войти трудно, но легко вляпаться»). Часть еврейского народа была насильственно крещена, часть под угрожающим давлением государства, церкви и изгнания крестилась «добровольно». Они и их многочисленные потомки оказались в течение многих столетий объектом издевательств и преследований инквизиции. Их подозревали в неискренности по отношению к христианству. Средневековые законы приводили к их арестам, пыткам и сожжениям. Мученическая гибель на кострах инквизиции по обвинению в тайном иудаизме стала символом Испании XVI-XVIII вв. По существу, в XVI веке в Испании появились «Законы чистоты крови» – первые расовые законы в истории человечества, направленные своим острием против сефардов. О том, кто такие сефарды, Википедия рассказывает:
Сефарды — это субэтническая группа евреев, сформировавшаяся на Пиренейском полуострове из потоков миграции иудеев внутри Римской империи, а затем внутри Халифата. Исторически бытовым языком сефардских евреев служил ладино (жудезмо, сефардский язык), принадлежащий к иберо-романской подгруппе романских языков. Стали называться сефардами (на современном иврите — «испанцы») после их изгнания из Испании и Португалии в конце 1492 года и после исхода с Пиренейского полуострова впоследствии (в XVI—XVIII веках).
Для евреев изгнание стало чудовищной национальной катастрофой («Бежали сефарды…» Александр Городницкий). По оценке историков, число изгнанников достигло 200 тыс. человек, огромное количество по демографическим понятиям того времени. Большая часть евреев (около 120 тыс.) нашла временный приют в Португалии (где через 3 года история повторилась), около 50 тыс. направились в Северную Африку, многие нашли убежище в Турции, единственной крупной державе, открывшей доступ изгнанникам, небольшое число переселилось во французское графство Наварра или в Авиньон и папские владения в Италии.
Изгнание 1492 г. запечатлелось в сознании еврейского народа как одна из величайших национальных катастроф, положило конец развитию еврейской культуры на территории Испании и привело к перемещению центра еврейской духовной жизни в страны Центральной Европы, Малой Азии и Северной Африки. Испанские евреи перенесли свою интеллектуальную активность, как и свой язык, в принявшие их страны, обогатив и зачастую оказав формирующее влияние на культурную жизнь местных общин. (Изгнание евреев из Испании (1492). Ежевика)
Но это не все. Потеряв свое интеллектуальное богатство, спустя совсем не много времени, Испания – могущественная морская держава Европы – стала на глазах чахнуть, быстро уступила пальму первенства в Европе другим странам – Франции, Германии, той же Англии – и на 500 лет превратилась из процветающей империи в жалкие задворки континента. Интересно и ещё одно: эдикт двух царствующих средневековых мракобесов был официально отменен лишь в 1968 году (Правило Арнольда Тойна: В вопросах религии очень легко ввести человечество в заблуждение и очень трудно вывести из него)!
Учитывая главную цель нашей работы — выяснить корни первой еврейской волны в США, — нельзя упустить едва ли не самого главного пути евреев из Испании в будущие США. Им оказался маршрут из Испании в Нидерланды (Голландию), а затем, спустя некоторое время, в североамериканские колонии. Регион, известный в настоящее время как Нидерланды, был частью испанской империи. Однако в 1581 году депутатами Объединённых Провинций была принята Декларация о независимости (Акт отречения). Испанский король Филипп II был лишён суверенитета над Нидерландами, а свобода вероисповедания была гарантирована 13-й статьёй закона Утрехтской унии. Таким образом, в 1581 году северные провинции Нидерландов объявили независимость. Основным мотивом было желание исповедовать протестантство, запрещённое в Испании. Так религиозная терпимость стала эффективным и важным элементом конституции нового независимого государства. Это привело к тому, что Нидерланды оказались местом убежища для преследуемых евреев-сефардов из Испании и Португалии. Они бежали от испанской инквизиции, поставившей их перед выбором: принять христианство или уехать из страны. Сефарды были изгнаны из Испании и Португалии в конце 1492 года, но многие из них оставались на Пиренейском полуострове, тайно практикуя иудаизм. Во вновь приобретших независимость голландских
провинциях евреям предоставилась возможность исповедовать иудаизм открыто, и многие из них стали переселяться на голландские земли. (История евреев Нидерландов. Ежевика)
Вначале евреи направлялись Вначале евреи направлялись на север, в основном в Антверпен, а к концу XVI века, точнее в 1593 году, мараны стали прибывать в Амстердам (после того как им было отказано селиться в Мидделбурге и Харлеме), образовав к 1700 году самую большую общину в Западной Европе (10 тыс. человек). С появлением евреев в Амстердаме стало набирать силу их влияние в городе. Они играли важную роль в торговле и обладали большим экономическим потенциалом. Их усердный труд способствовал процветанию страны. Евреи встали на сторону дома Оранских, получив взамен покровительство королевской семьи. В тот период экономика Голландии бурно развивалась. Особенно развитие коснулось Амстердама — центра голландской торговли, куда евреи везли на продажу свои товары и через который они поддерживали отношения с другими странами, наиболее успешно — с Левантом и Марокко.
Кроме торговцев, среди испанских евреев в Амстердаме было много врачей. Евреям разрешалось учиться в университете, где они изучали только медицину, поскольку они могли заниматься медицинской практикой. К юридической практике они не допускались, а присяга, которую они были вынуждены принять, не допускала профессорства. Евреев также не принимали в торговые гильдии. По закону, принятому в Амстердаме (города тогда пользовались автономией), они были из них исключены. Это не касалось ремёсел и профессий, которые имели отношение к религии и еврейской жизни: книгопечатание, книготорговля, продажа мяса, птицы, бакалейных товаров и лекарств. (История евреев Ни-
дерландов. Ежевика)
Отношения между Голландией и Северной Америкой были налажены, в основном, благодаря евреям, способствовавшим созданию Голландской Вест-Индской компании в 1621 году, в которой 20% акций принадлежало евреям и где они занимали некоторые важные посты. Отношения эти оказались тем самым первым, но не единственным мостом, по которому в прошлом испанские, а потом голландские евреи-сефарды, проведя в пути более века (XVI) (Испания - Голландия - Новый Амстердам - Нью-Йорк), достигали гостеприимных берегов Нового Света — Америки. Это и был всплеск той самой первой волны еврейской эмиграции в будущие США.
Существовали еще два маршрута евреев в Новый Амстердам, но начинались они в Португалии. В конце XV века в Португалии насчитывалось около 80 тысяч евреев, которые проживали по всей стране, по одним данным, с первого века, по другим, документированным, — с десятого. Мы уже говорили о том, что указ католических королей Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской, принятый в 1492 году, предписывал всем евреям Испании в четырехмесячный срок либо креститься, либо покинуть пределы страны. Король Жоао II разрешил ста двадцати тысячам еврейских беженцев переселиться в Португалию. Однако лишь на 8 месяцев и при условии, что они уплатят подушную подать.
Изгнанники были размещены в небольших городах вдоль границы с Испанией. Вскоре там вспыхнула эпидмия чумы, и Жоао приказал испанским евреям досрочно покинуть страну. Не сумевшие выполнить это распоряжение к установленному сроку (в основном, из-за слишком высокой платы, назначенной за проезд на португальских кораблях) были проданы в рабство. Детей в возрасте от 3 до 10 лет отделяли от родителей и направляли на малопригодный для жизни остров Сан-Томе в Гвинейском заливе для последующего обращения в католичество. Многие из тех, кто успел выехать из страны, были ограблены португальскими моряками и высажены на пустынном побережье Африки, где погибли от голода. (Евреи в Португалии. Материал из Циклопедии).
Следующий король, Мануэл Счастливый, еще больше усугубил ситуацию. Вступив из политического расчёта в брак с наследницей испанского престола, дочерью Фердинанда и Изабеллы, Мануэл по их требованию 4 декабря 1496 года издал указ, предписывавший всем португальским евреям в течение 10 месяцев креститься или покинуть Португалию. Стремясь, по экономическим соображениям, удержать часть еврейского населения в стране, король распорядился о насильственном крещении детей в возрасте от четырех до 14 лет (позднее было распространено и на лиц до 20 лет). Многие родители умерщвляли своих детей в последнем прощальном объятии или бросали их в колодцы и реки, а затем кончали жизнь самоубийством («Стояла тихая Варфоломеевская ночь»).
В конечном итоге, были крещены все оставшиеся евреи Португалии, включая бежавших из Испании. Руководители еврейской общины, в том числе последний верховный раввин Португалии Шим‘она Маими, предпочли отступничеству мученическую смерть под пытками. Менялись короли, но еврейская трагедия продолжалась. Евреи, подавляющее большинство которых сохранило верность иудаизму, продолжали покидать страну при первом удобном случае….
Огромное число тайных евреев направилось в Италию, Африку и Турцию, что вело к дезорганизации хозяйственной жизни страны. Поэтому 21 апреля 1499 года Мануэл запретил новым христианам выезжать за пределы Португалии без разрешения властей. Таким образом, мараны были вынуждены оставаться в стране, где фанатичное духовенство беспрерывно натравливало на них чернь, ненавидевшую и презиравшую их. Одним из прозвищ маранов было женти ди насаон — «люди [известной] нации».
В апреле 1506 года в Лиссабоне произошла резня, в ходе которой погибло 2−4 тысяч новых христиан, многие из которых были заживо сожжены на улицах города («Мрак надвигался со скоростью света»). После этого Мануэл указом 1 марта 1507 года позволил евреям выехать из страны. Многие новые христиане покинули Португалию и направились в Османскую империю, Нидерланды, Марокко, Италию и другие страны, где вернулись к иудаизму. Небольшая группа беженцев поселилась в Эрец-Исраэль. Существенное число маранов поселилось в заморских владениях Португалии и Испании — в Бразилии, Суринаме, на Ямайке, Кюрасао, Барбадосе и др. (Евреи в Португалии. Материал из Циклопедии).
Вот и появились два новых направления бегства евреев, которые, в конечном итоге, привели их в Америку. Это — Нидерланды и Бразилия! Первое из них почти повторяет путь бегства евреев-сефардов и маранов из Испании в Голландию: Португалия — Нидерланды (Проживание более столетия. Точнее до 1621 года — года создания Вест-индской компании в Новом Амстердаме) — Новый Амстердам (Нью-Йорк).
В отношении Бразилии к концу XV века ситуация была ориентировочно следующей. Оказывается, Бразилия была открыта португальцами еще в середине XV века, задолго до Колумба, и именно в это время первые евреи оказались в составе португальских экспедиций. В 1500 году адмирал Кабрал объявил Бразилию португальским владением. (Бразилия — еврейская община. Ежевика).
В Бразилии официально не было инквизиции, и она стала убежищем для португальских маранов. Они начали прибывать туда в XVI в. с португальскими колонизаторами, привезли туда сахарный тростник с Мадейры и организовывали сахарные плантации и мельницы.
В 1548 году португальская инквизиция выгнала евреев в Бразилию, и в 1624 году мараны составляли значительную часть от 50,000 европейцев, живших в Бразилии. Среди них были бизнесмены, купцы, учителя, поэты. В начале XVII века мараны были среди самых богатых людей Бразилии.
В 1624 году голландская Вест-Индская компания выбила португальцев из значительной части северо-востока Бразилии. Мараны помогали ей в этом с самого начала военных действий в 1618 году. Среди участников военной экспедиции было около 200 евреев из Голландии. Многие мараны перебрались в голландские владения и открыто вернулись в иудаизм.
В 1624 году была проведена операция по захвату Баии (с опорой на живших там евреев). Но через год португальцы отбили эту территорию. В 1631 году голландцы захватили северный город Пернамбуку (современный Ресифи), где уже была большая община криптоевреев. Город стал центром голландской Бразилии. Многие мараны устремились туда из Баии и других районов. Стали приезжать и евреи португальского происхождения из Голландии, привлечённые экономическими возможностями и привычной культурной средой. В этот период евреев в Пернамбуку было несколько тысяч. Большое число евреев проживали по всей Бразилии, особенно в Тамарико, Итамарке, Риоде-Жанейро и Параибе. В 1641 г. в Бразилию приехали 600 португальских евреев из Амстердама. В 1645 г. в голландских владениях евреи составляли примерно половину европейского населения.
В 1654 году, после 9 лет военных действий, португальцы вернули себе голландскую Бразилию. В соответствии с договором о капитуляции, все евреи, как и голландцы, должны были покинуть голландскую Бразилию в течение трех месяцев, но они имели право реализовать недвижимость и взять с собой остальное имущество. Группа из 23 евреев (17 семей) из голландской Бразилии переселилась в Новый Амстердам (будущий Нью-Йорк). Другие переселились в Суринам и Кюрасао, в Капскую колонию или вернулись в Европу. (Бразилия — еврейская община. Ежевика)
Таким образом, эта первая группа 23-х проложила третий маршрут первой волны еврейской эмиграции в колониальную Америку: Португалия — Бразилия — Новый Амстердам (Нью-Йорк). Через год после них в Новый Амстердам прибыла еще одна группа сефардов — напрямую из Нидерландов. Губернатор колонии Питер Стуйвесант хотел выслать из Нью-Йорка обе группы и запросил разрешение на это у компании, мотивируя свой запрос обычными христианско-антисемитскими обоснованиями. Но руководство Вест-Индской компании приказало ему их впустить (было сообщено, что это акционеры компании). Так была основана первая еврейская община в Северной Америке.
Еще в 1643 году насчитывалось 18 языков, которые использовались на улицах Нового Амстердама, и эта космополитическая атмосфера была сохранена, когда голландский контроль закончился и Британия пришла к власти. А произошло это в 1664 году — когда англичане завоевали Новый Амстердам (тогда же город был переименован в Нью-Йорк). Положение евреев изменилось, их гражданские и религиозные права были расширены. Евреям было разрешено избирать и быть избранными на государственные должности. (Нью Йорк-еврейская община. Ежевика)
Религиозная терпимость была установлена и в других колониях; в Южной Каролине, к примеру, следовали уставу, составленному в 1669 году английским философом Джоном Локком. Устав предоставлял свободу совести для всех поселенцев — «евреев, язычников и раскольников». В результате Чарльстон (Южная Каролина) стал городом с наиболее длинной историей сефардской общины и насчитывал в 1816 году более 600 человек (в тот период это было самое многочисленное еврейское население города в Соединённых Штатах). Сефардские голландские евреи были также среди первых поселенцев Нью-Порта, Саванны, Филадельфии и Балтимора. (История евреев США. Википедия)
Таким образом, ранние еврейские общины в колониальных временах будущих США были, в основном, сефардскими. Это относилось практически ко всем прибывшим из Бразилии, Голландии и даже Англии. Англия была первой страной средневековой Европы, изгнавшей евреев в угоду католической церкви. Произошло это в XII веке. Лишь века спустя, уже во время буржуазной революции и Оливера Кромвеля, евреям вновь было разрешено селиться на Альбионе. Но это уже была другая община — голландские сефарды. Испания — Голландия — Англия — Колониальная Америка — вот путь этой общины. По существу, это четвертый всплеск первой волны — Предтеч евреев испанского и португальского происхождения.
Что же следует из всего этого? Каков основной вывод несет нам первая волна еврейской эмиграции в США. Только один. Цель антисемитов мира всех времен, народов и мастей недостижима! «Они пытались похоронить нас, но они не знали, что мы семена! (Мексиканская пословица).
Статья опубликована также
в журнале «Чайка», май 2021 г.
Коммерческое использование материалов сайта без согласия авторов запрещено! При некоммерческом использовании обязательна активная ссылка на сайт: www.kruginteresov.com