РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ
Станислав Яржембовский
Что такое грехопадение?
Комментарий к притче Пьера Буля*)
Дата публикации 07.06.2022
1. К чему эта притча?
Это апология этики добра и зла, рассматривающей обе категории как необходимые и равноправные, дополняющих друг друга как свет и тень и взаимно обогащающих бытие. Исходная посылка: без зла добро превратилось бы в сплошную «осанну» - скучищу неприличнейшую по выражению чёрта - «двойника» Ивана Карамазова.
2. Какие персонажи действуют в притче?
В ней действуют не четыре отдельных персонажа, а две «пары», каждая из которых состоит из идеи и её воплощения: с одной стороны, «Бог» как идея и «Сын» как воплощение, а с другой стороны - «Ординатор» как идея и «Змей» как воплощение.
3. Кто такой Ординатор?
Это сверхмощный компьютер. Во времена Пьера Буля английский термин computer не имел всеобщего распространения: был русский термин ЭВМ, немецкий - Rechner, французский - ordinateur.
4. Кто такой Змей?
Змей это материализовавшийся «Ординатор» - сброшенный с небес и поверженный на землю «светоносный» ангел Люцифер, который на заре творения был ближайшим сотрудником, «секретарём» и «прорабом» Бога - Демиургом. Люциферу было поручено сотворить материальный мир, и до поры до времени работа шла хорошо: «и увидел Бог, что это хорошо». Настолько хорошо, что Люцифер возомнил, будто он никакой не порученец, а самый настоящий творец, так что никакого «трансцендентного» мира и тем более управляющего им «Бога» вообще не существует, и всем лично сотворённым им миром сам он, Люцифер, и заведует. Дьявол во всех своих проявлениях, в том числе и в образе Змея, это взбунтовавшийся служебный алгоритм, возомнивший себя творцом и попытавшийся (и до сих пор пытающийся) свергнуть с престола истинного Творца. Это постоянно повторяющийся бунт синтаксиса против семантики, формы против содержания.
5. Почему Бог запретил вкушать плоды познания добра и зла?
Для того, чтобы избавить человека от контакта с дьяволом: «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Любой контакт с дьяволом опасен для человека: дьявол хитрее, он с лёгкостью запутает человека логическими доводами.
6. Зачем вообще дьяволу нужно соблазнять людей?
Это его амплуа вытекает из его сущности как клеветника и пародиста (дьявол - «обезьяна Бога»). Это его месть за свой давнишний проигрыш Богу: когда-то он попытался отстранить его от власти на небесах, за что был низвергнут на землю, в подлунный мир, так что теперь луна - его солнце. И в этом «подлунном» мире он может отыграться на человеке, созданном по образу и подобию Бога. Теперь уже он по отношению к человеку, слишком много о себе возомнившему, есть та высшая сила, которая способна наказывать за высокомерие.
7. Может ли человек не нарушить божественную заповедь?
Любая сотворённая система в конце концов выходит из-под контроля своего творца — это природный закон развития. «Отказаться» от грехопадения это всё равно, что отказаться от силы тяготения.
8. Почему для искушения была выбрана Ева, а не Адам?
Её легче соблазнить. Ева это праматерь человечества, и как женщина она олицетворяет природную, материальную сторону человека, тогда как мужчина олицетворяет его духовную сторону. (Поэтому есть Бог-Отец и Бог-Сын, но нет Бога-Матери и Бога-Дочери). Женщина ближе к земле, к природе и потому восприимчивее к искушению чувственными земными «плодами»: в притче её «соблазняет» Сын в обличье прекрасного юноши — этого одного уже достаточно для успеха дела. Мужчина, конечно, тоже подвержен искушению, но как существо преимущественно рациональное, он способен защищаться логическими доводами, так что искушать его дело долгое, трудное и, главное, нудное. При этом, главный аргумент мужчины: «не корысти ради, но волею пославшей меня жены».
9. Подчиняется ли Бог законам логики?
Логика применима лишь к тварному миру, Богу же никакая логика не указ, он выше неё. Все мучительные логические противоречия, софизмы, любые хитроумные словесные ловушки — все эти красные флажки, которыми обкладывают человеческий ум — всё это его никак не касается, он их просто не замечает: «Наши математические затруднения Бога не беспокоят, он дифференцирует и интегрирует эмпирически». - Эйнштейн.
10. Может ли Бог создать камень, который не сможет поднять?
Этот камень - человеческая глупость как неспособность понять существо дела. Этому, хотя и с разных сторон, подвержены как мужчина, так и женщина.
11. Необходимо ли зло в нашем мире?
Если оно и «необходимо», то не ради какой-то глубоко заданной цели, а вынужденно - как неизбежная данность. Это, однако, вовсе не означает, что оно желательно. Тем более не следует сознательно выбирать смерть ради будущего спасения: в этом и состоит главное искушение дьявола: «бросься вниз, и ангелы на руках понесут Тебя».
12. Что такое этика добра и зла?
Вселенская «динамомашина» действительно питается энергией полярных контрастов типа Инь и Янь, благодаря чему и создаётся всё богатство наличного бытия - иначе возникнет «скучища неприличнейшая». При этом однако никакого равновесия между добром и злом нет: сам наш мир как целое внутренне «зол», и будучи злым, втягивает в своё космическое зло всех нас. «Зло так сильно - это весь фон - что оно всегда тут для контраста. Если же признавать и призывать его, оно всё затянет: будет одно зло, и не будет никакого контраста. Для того, чтобы был контраст и чтобы было зло, надо всеми силами стремиться к добру». - Толстой.
13. К чему приводит апология зла как творческой силы?
На почве взаимного «обогащения» добра и зла могут вырасти ядовитые цветы - такие как бодлеровские «Цветы зла». Вот как об этом говорит неудавшийся претендент на Нобелевскую премию Мережковский (выбор тогда пал на Бунина): «Любовь к разрушению, к хаосу кажется безумной, но в последней глубине этого безумия чувствуется возможность какой-то новой, змеиной мудрости, какого-то нового познания: в последней глубине раз-рушения и хаоса - новое созидание и гармония, в последней глубине кощунства - новая религия». Декадентское культивирование «цветов зла» - закономерный итог культа красоты, той эстетической установки, которая стала доминировать в европейской культуре после романтиков и достигла апогея в наш век — век постмодернизма.
14. Чем опасен эстетический принцип?
Сын «соблазняет» Еву, тем самым спасая мир для саморазвития, прежде всего своей неотразимо прекрасной внешностью, лишь это позволяет ему в дальнейшем убедить её логикой. «Мир красота спасёт» - как любят у нас повторять эти, считающиеся программными, слова Достоевского, забывая о том, что сам Достоевский органически не выносил такого рода сусальностей. Зачастую бывает трудно дочитать чью-то мысль до конца, хочется поскорее урезать её до своего понимания. Вот и у этого «красивого» высказывания есть неожиданно некрасивое продолжение: «Что уму представляется позором, то сердцу - сплошь красотой. В Содоме ли красота? Верь, что в Содоме-то она и сидит для огромного большинства людей - знал ты эту тайну, иль нет?» - говорит Алёше Иван. То есть «спасти» мир от божьего суда можно лишь решительно встав на сторону содомского идеала верности земле. «Никогда зло не является столь привлекательным, как именно под освещением лучей эстетики, и нужно проникнуться самым серьёзным отношением к вопросам этики, чтобы навсегда избегнуть искушения смотреть на зло с эстетической точки зрения». - Кьеркегор.
15. Что такое первородный грех?
Это фундаментальная «вина» человека, которая заключается в отпадении от целого. Мы виноваты уж тем, что «хочется нам кушать» - это ведь и есть условие продолжения нашего индивидуального существования - глагол «есть» означает как поглощение пищи, так и существование вообще. Так что смерть это расплата не за какие-то конкретные грехи, личные или коллективные, это расплата за «грех» индивидуального бытия. «Грехопадение это прельщение тварным миром, плодами дерева познания, что привело к нарушению иерархии в сознании разумной твари, в чувстве и направлении воли человека, к прилепленности его к материи». - Максим Исповедник. «Заплывёт телом душа. Человек так способен оскотиниться, что даже страшно желать ему здоровья и счастья» - Гоголь. Всё высшее в человеке постепенно сводится к низшему, а сам человек всё больше растворяется в природе. Гипертрофия чувственности становится главным проявлением греховной плотскости человека. Ощущения были даны человеку для того, чтобы ум получал свою пищу, но с тех пор как ощущения стали использоваться для получения наслаждения, ум оказался порабощённым чувственностью: раб и хозяин поменялись местами. Став чувственным, «расчётливый» ум (алгоритм-Ординатор), проявляется в фантазии, которая, в свою очередь, обладает способностью не только запечатлевать чувственные образы, но и бесконечно усиливать и расширять их: извратив первоначально царственный ум, фантазии увлекают его в демонические глубины.
16. Что означало изгнание человека из рая психологически?
С точки зрения психологии грехопадение это выделение сознания из бессознательного. Это изгнание человека из области прямых задач на послушание («акусматика») в область обратных задач на понимание («математика»). Послушание само по себе не приводит к пониманию. Понимание же необходимо для того, что земное существование это задание человеку — выданный ему творческий талант сознания должен быть им возвращён с процентами прибыли: человек — соработник Бога по мироустройству.
17. Смертельны ли плоды с древа познания добра и зла?
Да, но лишь в плане индивидуальной жизни. В плане общественной жизни физическая смерть каждого отдельного индивида является благом, так как общество это диссипативная структура, устойчивость которой обеспечивается сменой поколений - за счёт лучшего приспособления новых поколений к меняющимся внешним условиям. Индивидуальное бессмертие это тупик: в этом случае накапливаются неизбежные вредные мутации, которые не устраняются отбором. Если семя не умрёт, то не даст плода. Бессмертным человек может быть лишь духовно.
*) Пьер Буль. "Когда не вышло у змея". Перевод с французского: Марианна Тайманова
Библиотека современной фантастики. Том 25. Антология. Издательство: "Молодая
гвардия". Москва 1973 г.
Коммерческое использование материалов сайта без согласия авторов запрещено! При некоммерческом использовании обязательна активная ссылка на сайт: www.kruginteresov.com