РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ

Круг интересов

КАРТА САЙТА

Станислав Яржембовский

"Что такое эсхатология?"

                        Доклад на конференции Zoom 12.06. 2022г.

 

 

Дата публикации 18.06.22.

1. Что такое эсхатология?

Это «последнее слово» - учение о судьбах мира. Эсхатология провозглашает конец времени — в противовес идее «вечного возвращения» - метемпсихоза, переселения душ. Эсхатологию можно рассматривать в космическом, социальном и индивидуальном планах.

 

2. Что означает эсхатология в космическом аспекте?

В настоящее время мы находимся на развилке («экватор» Σ) трёх вариантов развития мира: продолжающееся плавное расширение с тем же ускорением, резкое ускорение расширенияразрыв») и «схлопывание». Реализация того или иного сценария зависит от средней плотности материи во Вселенной. При малой плотности расширение пространства-времени будет преобладать над тяготением и другими связывающими материю силами, при этом наблюдаемые небесные тела будут уходить за горизонт событий (если скорость света не будет поспевать за расширением пространства) и станут принципиально недоступными даже для наблюдения, не говоря уже об их «посещении» - так что мы останемся во Вселенной в абсолютном одиночестве. Ещё хуже ситуация при очень малой

плотности материи: тогда реализуется сценарий разрыва: расширение сначала разорвёт все гравитационно связанные структуры, затем превзойдёт силы электростатических и внутриядерных взаимодействий, то есть разорвёт атомы, ядра и нуклоны и тем самым уничтожит Вселенную изнутри. Если же средняя плотность материи окажется слишком высокой, то гравитация одолеет расширение пространства и мир схлопнется в точку - подобно тому, как сверхмассивная звезда может схлопнуться в чёрную дыру.

 

 

 

 

 

3. Возродится ли мир после «схлопывания»?

Такую возможность предусматривают мировоззрения «вечного возвращения» типа индийского «колеса самсары». Но никаких научных данных для такой возможности не существует, это дело чистого воображения, произвольной игры ума, так что здесь мы попадаем область фантастики, а с фантастами, как известно, не поспоришь. Фантастика

же лежит не в области науки, а скорее в области искусства: если наука отвечает на вопрос «Почему?», то искусство - на вопрос «Почему бы и нет?».

 

4. Что такое социальная эсхатология?

Это конец истории человечества, конец жизненного цикла социосферы как одной из оболочек планеты Земля. Конец истории необязательно означает физическое исчезновение человечества - подобно тому, как появление жизни на Земле не отменило неживой природы, а появление разума не освободило человека от его биологической оболочки. Все устаревшие формы бытия продолжают своё существование, но как бы «по инерции» - потеряв внутреннюю силу развития. В этом смысле конец истории означает лишь, что все её потенции уже реализованы и в ней больше не может произойти ничего существенно нового - она внутренне бесплодна.

 

5. Почему не помогут новые «варвары»?

В отличие от космической эсхатологии социальная до некоторой степени циклична: история помнит несколько приливов и отливов сменявших друг друга культур, когда на смену одряхлевшей цивилизации приходили талантливые «варвары», бравшие всё ценное у своих предшественников и развивавшие дальше познавательные способности человечества. Ещё во времена упадка Римской империи можно было рассчитывать на оживление хода истории за счёт появления на её авансцене таких свежих, потенциально одарённых народов, ещё не разъеденных пороками перезрелой цивилизации. Сейчас положение иное: рухнули разделявшие народы барьеры, человечество перемешалось в едином котле. К сожалению, то, что сейчас объединяет нас в единую человеческую массу, характеризуется не синтезом высших качеств, а смесью низших: все мы больны сейчас одними и теми же болезнями. Ресурсы человечества исчерпаны, резервов больше нет, планета Земля оказалась слишком маленькой для истории человечества. «Гибнет не западная культура, гибнет культура как таковая». - Швейцер.

 

6. Что такое индивидуальная эсхатология?

Для каждого человека «конец света» наступает в момент его индивидуальной смерти. Задача человека заключается в том, чтобы конец этот не стал для него внезапно окончательным, для чего ещё при жизни (memento mori) надо успеть претерпеть метанойю – преображение сознания - осознать смысл своей индивидуальной жизни. Этим отвергается и буквальное понимание конца света как физического обрушения мироздания. Задача человека заключается в том, чтобы до захода солнца своего существования успеть охватить кольцом своей жизни предназначенную ему в собственность «землю обетованную» - осознание смысла своей биологической и социальной жизни: см. рассказ Льва Толстого «Много ли человеку земли нужно». Если доисторический человек был озабочен тем, чтобы спасти себя как биологический вид, а человек исторический - чтобы спасти себя как культуру, то наша задача не менее сложна: спасти себя как образ и подобие Бога.

 

7. Почему человек боится смерти?

В повседневной жизни нам кажется, что нет ничего прочнее и несомненнее нашего мира. Лишь в редкие мгновения откровений смерти мы до пронзительной боли ощущаем, что самая надёжная несомненность в этом мире - это смерть, неизбежная и неотвратимая. Мир обречён, он должен погибнуть - и притом по внутренним причинам. Именно поэтому бессмысленно привязываться к нему, прилепляться к нему душой, уповать на него, видеть в нём свою окончательную надежду. К нашему счастью (а может быть и к несчастью) такие мысли посещают нас крайне редко, так что нормальное состояние человека - это твёрдая уверенность, в том, что его собственная смерть «в будущем, которого не будет». Смерть это событие не только (и не столько) физиологическое, но и духовное: смерть подытоживает жизнь, и человек боится смерти прежде всего потому, что она показывает ему бессмысленность прожитой им жизни: «Не оттого люди ужасаются мысли о смерти, что они боятся, что с нею кончится их жизнь, но оттого, что смерть явно показывает им необходимость истинной жизни, которой они не имеют». - Толстой. «Я научился смотреть на смерть как на давнишний долг, который рано или поздно придётся отдать». - Эйнштейн.

 

8. Кому нужен смысл жизни?

Говорят, что юмор не нужен тому, у кого есть всё остальное. Соответственно, поиски смысла жизни бессмысленны для того, кто лишён всего остального: для задыхающегося весь смысл жизни в глотке воздуха, для умирающего от жажды - в глотке воды, для голодного - в куске хлеба. И лишь человек, свободный от проблем элементарного выживания, может позволить себе задуматься над смыслом жизни. Видеть смысл жизни в том, чтобы видеть в ней смысл - роскошь, доступная не каждому.

 

9. Что представляет из себя «нулевая» мировоззренческая парадигма?

Это гедонизм, в котором высшим благом считается удовольствие, а все прочие житейские ценности рассматриваются лишь как средства для его достижения. С точки зрения гедонизма отсутствие непосредственного удовольствия от жизни человек пытается компенсировать поисками надуманных смыслов: «Если в жизни нет удовольствия, то в ней

должен быть хотя бы какой-то смысл». - Диоген. Гедонизм ценит лишь мимолётное, то, чем можно реально овладеть  здесь и сейчас: «Призрачно всё в этом мире бушующем, есть только миг, за него и держись». Это пир во время чумы: будем веселиться, потому что завтра умрём. Принцип гедонизма: «Я наслаждаюсь, следовательно существую», а его кредо: «После нас хоть потоп».

 

10. Почему принцип удовольствия неприемлем для человека?

Для нашей животной оболочки этот принцип вполне естественен, но «внутреннему» человеку, раскрывающемуся в нас по мере духовного созревания, оставаться рабом животного принципа становится всё более унизительно. Отрицание принципа удовольствия вызвано чувством врождённого духовного аристократизма, выделенности человека из природной данности, которое не позволяет нам скатиться до уровня животного. Это протест против навязанной нам природой биологического рабства. Человек протестует против принципа удовольствия за его животное происхождение. Благодаря мышлению человек не может быть столь же «естественным», что и животное: вмешивается мысль, привнося диссонанс в «естественность» принципа удовольствия. Воспоминания о прошлом и планы на будущее отравляют «непосредственную» эйфорию настоящего мгновения.

 

11. Почему гедонизм разрушает общество?

«За сладкое приходится горько расплачиваться» - Леонардо. Если общество будет и далее развиваться на основании принципа гедонизма, то за женским саботажем (отказом от деторождения) может последовать саботаж мужской: ради пребывания в кайфе (хотя бы и адреналиновом) мужчины перестанут выполнять функцию защитников домашнего очага. Чего ради жертвовать собой, если семьи как таковой нет, а есть только случайные связи? Кто захочет класть свою жизнь на алтарь отечества, если его отечество там, где ему лучше живётся, и его можно (при наличии денег) поменять на более выгодное?

 

12. Что такое эстетизм?

С точки зрения эстетизма жизнь это игра, в которой всегда остаётся возможность «перезагрузиться» чтобы начать игру заново. Эстетизм как мировоззрение может существовать лишь опираясь на теорию переселения душ: высшие ценности не отвергаются, а лишь отодвигаются на будущее. Эти ценности играют роль маяка, так что страдать от их недостижимости в данный момент не следует: всегда остаётся шанс приблизиться к ним в грядущих перерождениях.

 

13. Что означает выражение «весь мир - театр»?

«Замечательно и даже изумительно, что человек наряду со своей конкретной жизнью ведёт ещё и другую жизнь - в отвлечённости. В первой он отдан на произвол житейских бурь, обречён на искание, страдания, смерть - как и животное, тогда как в сфере размышления он только зритель и наблюдатель. Удаляясь в область рефлексии, он походит на актёра, который, сыграв свой акт, до нового выхода занимает место среди зрителей, и оттуда спокойно смотрит на происходящее на сцене, даже на приготовление к собственной смерти. В нужный момент он возвращается на сцену и действует, как ему полагается по роли». - Шопенгауэр. Именно в этом контексте прозвучало знаменитое шекспировское выражение «весь мир – театр», в котором конец индивидуальной жизни это просто уход со сцены  актёра, исполнившего отведённую ему роль. Чем бы пьеса ни закончилась, сам актёр остаётся невредимым, он просто возвращается в свою гримёрку-астрал, где получает указания от Главного Режиссёра относительно новой роли в очередной пьесе. Всё, что происходит с человеком - игра, в которой есть антракты, смена декораций и костюмов, но которая сама по себе не имеет ни начала, ни конца, ни подводящего итоги финала – завершающего окончательного смысла.

 

14. Как определяет смысл жизни стоицизм?

Проблема смысла жизни переводится в этическую плоскость. В индивидуальном плане это стремление к истине, знанию, мудрости, освобождение от пороков - зависти, жадности, ненависти. В социальном плане задачей является сеять разумное, доброе, вечное. Смысл жизни в достижении внутреннего мира и освобождения от страха существования. Средствами для достижения этой цели служат установки на дружелюбие к окружающим и умеренность в житейских удовольствиях. Показатель успеха - овладение эмоциями и при ощущении самодостаточности и независимости. Основа стоицизма - материализм: душа производна от тела и целиком заключена в нём, а значит как и тело смертна, жизни после смерти нет. Однако бояться смерти не следует: пока я есть, её ещё нет, когда она есть, меня уже нет. Недостаток стоицизма в том, что праведная жизнь в нём заключается в согласовании человеческой воли с природой, а вовсе не с волей божьей, поэтому для людей религиозных стоицизм неприемлем.

 

15. Как решает проблему смысла жизни экзистенциализм?

У жизни нет и не должно быть никакой цели, жизнь человека не предопределена ни естественным, ни сверхъестественным миром. Жизнь не просто не имеет смысла, она и не должна иметь никакого смысла, поскольку смысл это всегда несвобода - жёсткий стереотип, в который мы сами загоняем себя: свобода как таковая ценнее любых надуманных смыслов. Ценность жизни в том и состоит, что у неё нет никакого смысла: жизнь сама по себе является

смыслом существования: «Жить так, чтобы не было в жизни смысла - вот что становится сейчас смыслом жизни». - Ницше. Экзистенциализм это бунт человека против несоразмерной ему научной картины мира. Перед лицом бесконечности никакой логики в жизни нет, вся она абсурдна. Этот бунт был бы оправдан, если бы наш мир был бесконечен и не определялся высшей инстанцией. Бунт против бессмысленности нашего мира приобретает смысл, если он направлен на выход из этого мира в мир божественный.

 

16. Как понимает смысл жизни материализм?

Если жизнь есть «способ существования белковых тел», то, соответственно, смерть - распад этих тел, существование которых и создавало феномен жизни. Поэтому смысл биологической жизни может содержаться лишь в самовоспроизведении. Это означает, что по большому счёту в существовании человека смысла не больше, чем в существовании какого-нибудь бактериального штамма.

 

17. Как уточняет эту модель гуманизм?

Гуманизм предполагает иерархию ценностей в природном мире. Главным звеном в эволюции признаётся человек, точнее, человечество как целое. В рамках гуманизма смысл индивидуальной жизни заключается в стремлении к свободе - физической (освобождение от природной и социальной зависимости) - духовной (освобождение от догм). Если в животном мире эволюция происходит по безличным законам природы, то человечность развивается в направлении высших идеалов, и это дело сознательных усилий. Гуманизм предполагает активизм и ответственность.

 

18. Что такое трансгуманизм?

Это технологическое расширение гуманизма. Биологические ограничения снимаются средствами биоинженерии - перестройка человеческого организма. Цель - Homo excelsior как наследник человека разумного. Смысл жизни в рамках трансгуманизма заключается в овладении законами жизни в целях усовершенствования человеческой природы с целью достижения индивидуального физического бессмертия. Однако с точки зрения эволюции индивидуальное бессмертие нежелательно: череда сменяющих друг друга поколений смертных индивидов эволюционно выгоднее, так как смена поколений позволяет избежать биологического вырождения.

 

19. В чём недостаток идеи прогресса?

Идея прогресса как соборного творчества всего человечества может показаться логически неотразимой. Но она остаётся неприемлемой этически. Действительно, если предполагается, что апофеоз истории состоится в некоем сияющем будущем, удалённом от нас на миллионы (пусть даже только на тысячи - это не существенно) лет, то как быть с теми бесчисленными поколениями людей, которые так и не дождались этого апофеоза? «Учение о прогрессе есть ложное и аморальное обоготворение будущего за счёт настоящего и прошлого. Неведомое поколение счастливчиков является вампиром по отношению ко всему прочему человечеству Прогресс - не вечная жизнь, а вечная смерть, истребление прошлого будущим» - Бердяев.

 

20. Прогрессирует ли современное общество?

Несомненный и впечатляющий прогресс имеет место только в техносфере. В области высокой науки и философии имеет место застой, а в области культуры и религии наблюдается полный упадок и даже откат к дикости. Научно-технический прогресс оказался гранатой в руках человекообразной обезьяны. Парадоксальным образом, чем благоустроеннее социум, тем меньше человеческого остаётся в человеке

 

21. Как решает проблему теория «информационного поля»?

В эволюции мы ведомые, лидером является Природа. Намерение Природы – вернуть раскаявшегося человека в рай Вселенной. Мифология, мистика и религия являются попыткой восстановить нашу естественную связь с космическими истоками. Суеверия это побочные феномены связи информационного поля человека с информационным полем Вселенной. Чудесные совпадения это следствие наших скрытых желаний и явных запросов, направленных в иной мир. «Кванты-белок-организмы-люди-киборги-кванты» – вот этапы эволюционной цепи Природы. Кончается физиологическая зависимость и начинается жизнь информации - уже не белковая, а «квантовая».

 

22. В чём недостаток этой теории?

В её основе лежит «материализованная» (то есть перевёрнутая с ног на голову) концепция голографической вселенной Давида Бома. Дело в том, что у Бома речь идёт не об «информационном» поле как наследнике «биополя», «торсионного поля» или каких-то ещё материальных полей, а «ненаблюдаемая онтология» как идеальное инобытие, лежащее по ту сторону материального бытия. Теория информационного поля сводит сознание к материи, тогда как теория Бома описывает противоположный процесс: дематериализацию наличного бытия. Мир, в котором мы живём, фрагментарен, голографично лишь его спектральное представление. В воспринимаемом нами мире нет и речи о том, что в любом его мельчайшем фрагменте закодирована информация обо всей Вселенной. В голограмме действительно «всё во всём»: в любой малой (хотя и не слишком малой) области содержится информация (хотя и не полная) обо всей исходной картинке. А в той картине мира, которую мы воспринимаем непосредственно, ничего такого нет: ни в одну часть воспринимаемой нашими органами ощущений картины мира заранее не заложена информация о других её частях. В процессе познания мы, конечно, устанавливаем взаимосвязи между отдельными фрагментами мира, но лишь косвенно, путём долгого и кропотливого познавательного процесса - как бы «по горизонтали», поскольку между элементами картины нашего мира нет внутренней связи, которая есть в голограмме. Ещё одно заблуждение касается «квантового» характера сознания. Здесь вводит в заблуждение надуманная аналогия: если квант это волна, а сознание носит волновой характер (и это действительно так), то, следовательно, сознание носит квантовый характер. На самом же деле волны в мозге это обычные электромагнитные волны, вовсе не квантово механические, описываемые уравнением Шрёдингера. Квантовая «запутанность» - специфическое явление микромира, в нашем мире ничего такого нет, в нём царят совершенно иные законы.

 

23. Что такое философия жизни?

Если трансгуманизм это учение о сверх-человеке, то философия жизни это учение о до-человеке. Философия жизни исходит из противопоставления существования и сознания, при этом ценностный приоритет отдаётся существованию, сознанию присваивается статус сопутствующего эпифеномена, не играющего особой роли. Типичными представителями философии жизни были Ницше, Шпенглер и Л.Гумилёв. С точки зрения этой философии

биологическое существование и есть сама жизнь, всё прочее, в том числе и сознание, лишь обслуживает её. Духовная сфера целиком порождается сферой природной: биосфера посылает некие «биохимические импульсы», которые вызывают усложнение систем, при этом возникает разнообразие, которое автоматически передаётся в психологическую сферу, создаёт искусство, поэзию, науку. К несчастью, на пути этих благотворных импульсов появляется искажающий их «экран» в виде человеческого мышления. Разум выступает как ограничитель энергетических импульсов живого вещества, именно он является препятствием для совершенствования, он вносит в биосферу Земли искажения, нанося ей удары за счёт смещения направления импульсов, поступивших от неё.

 

24. В чём недостаток философии жизни?

Она пытается преодолеть рационализм, но слишком уж большой ценой. Искать высшего успокоения в гармонии космоса бессмысленно. Космос всё-таки не Бог, он сотворён, а потому тленен и конечен: что имело начало, то будет иметь и конец. И уж тем более уязвим и скоротечен век цветущего оазиса земной биосферы в бескрайней унылой пустыне Вселенной. Более того, природная гармония, даже если она и существует, куплена дорогой ценой, которая человеку не по карману: в природе нет морали. Природа хоть и реальна, но отнюдь не праведна, в ней «всякая тварь стенает и мучается», в ней идёт беспощадная борьба за существование, в ней царит знаменитый закон джунглей: «умри ты сегодня, а я завтра». Жить в природе означает непрерывно убивать, а по такому закону человек жить не имеет права. Основной закон природы - кармическое колесо, круговерть рождения-и-смерти, без малейшей перспективы выхода к ценностям и смыслам.

 

25. В чём социальная опасность гуманизма?

Его ахиллесовой пятой является то, чем он более всего гордится, а именно, тотальная толерантность, вынуждающая его принять в своей пантеон и сатанизм, иначе гуманизм перестанет быть самим собой. В спокойное время, когда в жизни человека и общества ничего существенного не происходит, гуманизм, может быть, не так уж и опасен. Но когда из дремотной глубины всплывают последние, «проклятые» вопросы бытия и требуют безотлагательного ответа, гуманизм в полной мере проявляет свою преступную бездарность. Гуманизм не учитывает снижающего воздействия земного тяготения: для того, чтобы попасть в цель, надо целить выше. Если мы хотим быть человечными, надо устремляться не к человечному, а к божественному, иначе - при всех своих благих пожеланиях - мы попадём в преисподнюю. По существу гуманизм означает конец традиционной религии, но такой «нулевой» вариант ещё не самый худший. Существует ведь и «религия» с отрицательным знаком – сатанизм. Угроза сатанизма нависала над человечеством всегда, некоторые цивилизации (в частности, цивилизация Майя) были изнутри разъедены именно язвой сатанизма. В настоящее время сатанизм всё откровеннее поднимает голову: в изуверских сектах, в молодёжной субкультуре в безудержной пропаганде содомии. «Это дело для меня необходимо, важно и вечно, его надлежит утверждать и защищать, стоя за него насмерть, даже если для этого потребуется не только ввергнуть мир в распри и мятежи, но обратить его в хаос, в ничто». - Лютер о защите христианства от сатанизма.

 

26. Что такое «мужество быть»?

Это «самоутверждение бытия вопреки небытию». - Тиллих. Человек единственное существо в мире, которое знает о конечности своего бытия, о своей смертности и главный вопрос для него это вопрос о бытии или небытии. Есть три типа такого «мужества»: быть либо самим собой, либо частью какой-то мировой целостности, и либо не быть ни тем ни другим - а «соработником» божьим. Доведённое до логического предела «мужество быть частью» означает полное растворение личности в обществе, полное поглощение обществом индивидуального Я. С другой стороны, «мужество быть собой» означает утрату соучастия в мирских делах, человек повисает в пустоте бессмыслицы.

 

27. В чём смысл жизни с точки зрения религии?

Это тема следующего доклада.

 

Знать всё о немногом и немного обо всём

Коммерческое использование материалов сайта без согласия авторов запрещено! При некоммерческом использовании обязательна активная ссылка на сайт: www.kruginteresov.com