РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА НОАХ
ИСПРАВЛЕНИЕ НЕПРОТИВЛЕНИЕМ
27.10.22.
Шалом, уважаемые читатели!
Вторая глава Торы продолжает описывать начальный этап истории мира и человечества, который до определенного момента представляет собой постепенное скатывание в пропасть хаоса и саморазрушения. Конечно, всё началось еще в Саду Эдемском, с того самого пресловутого яблока, которое, кстати, таковым не являлось. Там человек впервые научился лгать, из чего можно заключить, что ложь - мать всех пороков. С тех пор минуло почти тысяча лет, и человечество научилось убивать, грабить, распутствовать и поклоняться идолам, забыв о Творце. Только единицы ещё помнили, с чего все начиналось, и Кто сотворил этот мир.
И вот, наконец, чаша терпения Вс-вышнего переполнилась - Он решил навести на землю Великий Потоп.
Почему же Творец избрал именно такую форму уничтожения жизни на земле? Можно было, например, наслать огонь с небес, как это было в Сдоме и Аморе, или просто моментально лишить жизни всех живущих, подобно казни первенцев в Египте.
Мне думается, что тут всё зависит от сути грехов того поколения. Как известно, Всвышний управляет нашим миром посредством взаимно уравновешивающих друг друга качеств - суда и милосердия, то, что в мистическом понимании обозначается левой (гвура) и правой (хесед) рукой соответственно. Наше устное предание говорит, что до нашего мира Г-сподь творил другие миры, но они не могли просуществовать даже малое время, поскольку были созданы исключительно с помощью категории суда. И стоило им хоть на йоту отклониться от первоначального замысла Творца, эта суровая категория их сразу разрушала, поскольку никто не может вынести Суд Вс-вышнего. Так происходило до тех пор, пока Святой, благословен Он, не решил подключить к этому процессу и категорию милосердия, и создал наш мир, который существует до сих пор.
Мы могли бы предположить, что Вс-вышнему стоило вообще отказаться от использования качества Суда. Пусть люди живут без страха наказания, и, возможно, сумеют со временем взрастить в себе разумное, доброе и вечное. Для того, чтобы продемонстрировать всю несостоятельность и утопичность подобной точки зрения, и приходит история поколения Великого Потопа.
В самом начале, сразу после того, как человечество стало усиленно плодиться и размножаться, Вс-вышний решил предоставить ему "карт-бланш", и не наказывать за грехи, "заперев" категорию Суда на крепкий замок. Тысячу лет люди были предоставлены сами себе и не чувствовали на своем загривке руку Хозяина и Царя. Результат этой безнаказанности был самым плачевным - человечество совершенно утратило представление о законах и превратилось в человекоподобную грязь: "И извратилась земля перед Б-гом, и наполнилась земля кривдой. И видел Б-г землю: и вот извратилась она, ибо извратила всякая плоть свой путь на земле" (6:11-12). А грязь и нечистоту, как известно, смывают водой. Вода очищает нечистоту (миква), и Тора тоже сравнивается именно с этой субстанцией. Поэтому, когда плотина Суда была прорвана, воды Потопа затопили мир.
Но кроме этой "лирики" добавим немного "физики". Показав, что путь неограниченного милосердия ведёт к полной деградации человечества, Вс-вышний предложил иной порядок - теперь Суд и Милосердие будут уравновешивать друг друга. Но для этого нужно было отыграть назад весь процесс творения, вплоть до первого дня, который, по сути, был единственным днем Творения из ничего. Материя вернулась в первозданное хаотическое состояние, где властвовала вода, как это было тогда: "Земля же была — смятение и пустынность, и тьма над пучиною, и дуновение Б-жье витает над водами" (1:2). И в этом хаосе и тьме оставался только Ноах и его семья, скрытые в ковчеге.
Почему же Вс-вышний избрал именно Ноаха как самого достойного представителя человечества? Ответ, на первый взгляд, очевиден - Ноах был единственным праведником в тех поколениях, как об этом свидетельствует сама Тора. Но что же было особенного в этом человеке? Дело в том, что Ноах представлял собой полную противоположность своим современникам - он ходил перед Б-гом, и неукоснительно следовал Его заветам. Именно такой отказ от личной инициативы должен был искупить грех первого человека - Адам, согласно многим комментариям, съел запретный плод для того, чтобы лучше служить Вс-вышнему. По крайней мере, он так думал. Результатом этой необдуманной инициативы стала утрата человечеством бессмертия и многих других важных вещей. Поэтому Ноах, послушный Б-гу даже в мелочах, был избран Творцом, как тот, кто продолжит человеческий род в новом мире, где наказание будет гораздо ближе к грешнику, и трепет перед Вс-вышним станет интегральной частью праведности.
Но Б-г не нуждается в роботах или разумных животных. Поэтому окончательное решение не уничтожать более человечество Вс-вышний принимает только после того, как Ноах, выйдя из ковчега, совершает первый в своей жизни самостоятельный шаг в аспекте служения Творцу - он строит жертвенник и приносит на нём благодарственную жертву. Тем самым Ноах показал, что в его сердце живет не только страх, способный парализовать волю человека, но и любовь ко Вс-вышнему, требующая выхода в той или иной форме служения: "И воспринял Господь благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: Не буду более проклинать вновь землю из-за человека, ведь побуждение сердца человеческого худо с юности его, и не буду более вновь поражать всё живое, как я сделал. Впредь, (во) все дни земли, сев и жатва, и холод и зной, и лето и зима, и день и ночь не престанут" (7:21-22).
Но для того, чтобы возник идеальный тип праведника, который объединял бы в себе сильные стороны и Адама и Ноаха, т.е. инициативную любовь и пассивный трепет, потребуется ещё десять поколений. И лишь затем на сцену выходит наш предок Авраам - и его "хесед" начинает новый виток непростого пути человека к духовному совершенству.
Коммерческое использование материалов сайта без согласия авторов запрещено! При некоммерческом использовании обязательна активная ссылка на сайт: www.kruginteresov.com