РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ

Круг интересов

КАРТА САЙТА

Станислав Яржембовский

  Что такое "мир иной"?

                         Доклад на конференции Zoom 11.09. 2022г.

                                                        Видео-запись здесь: https://youtu.be/oxIRII5XghA

 

Дата публикации 19.11.22.

 

Аннотация

Первое, что приходит на ум - это некий «параллельный» мир. Но нет,  параллельные миры являются «иными» лишь в том смысле, что существуют отдельно от нашего, не отличаясь от него структурно: все они находятся внутри пространства и времени, в них есть причины и следствия, границы и объекты, действия и качества - одним словом, все принципиальные характеристики нашего мира. Здесь же речь пойдёт о мире ином как инобытии - не параллельном, а, скорее уж, «перпендикулярном» мире, в котором нет ни пространства ни времени, ни причин ни следствий, ни границ, ни объектов ни качеств. Это мир ненаблюдаемой онтологии, рассмотрению которого, в частности, посвящены  две замечательные книги - «Голографическая вселенная» Майкла Талбота и «Мысли перед рассветом» Виктора Николаевича Тростникова, опубликованные на сайте «Круг интересов». Настоящий доклад представляет собой лишь введение в проблему. По самому большому счёту, попытка описать инобытие равносильно попытке слепого описать другому слепому красоту бабочки. И тем не менее этим, казалось бы, совершенно безнадёжным делом уже многие тысячелетия занимается искусство (прежде всего, музыка), а также, хотя и с заметно меньшим успехом, философия. Науке это удаётся много хуже, спасает только одно: возможность оперировать моделями.

 

Модель первая: линия жизни

Жизнь человека можно представить в виде некой развёртывающейся во времени многомерной функции. Для её полного описания понадобилось бы огромное количество координат - физическое развитие, умственные способности, характер, нравственные ориентиры и т. п. - но условно всех их можно обобщить в виде некоего «фактора жизни». Тогда жизнь предстанет в виде импульса, характеризующегося участками роста и упадка, плавного течения жизни и бурных её проявлений.

 

Линия жизни

 

Находясь на своей линии жизни мы чётко ощущаем своё настоящее - то мгновение, которое нами переживается непосредственно: «есть только миг, за него и держись». Мы неплохо помним ближайшее прошлое, но чем дальше назад, тем всё туманнее, особенно, если брать функцию жизни не в индивидуальном, а в общечеловеческом аспекте. Мы способны, основываясь на памяти (личной и коллективной) и вооружённые знанием общих законов бытия, делать прогнозы относительно ближайшего будущего, но предугадать более или менее отдалённое будущее шансов у нас нет. В общем, «линия жизни» в своей целостности для нас загадка и тайна: мы слишком прочно прикреплены к текущему мгновению, чтобы охватить её единым взглядом.

 

 

Модель вторая: спектральное представление функции

Представим себе, что вместо того, чтобы ползти вдоль изгибов своей жизни, не ведая своего будущего и забывая своё прошлое, мы обрели способность взлететь над временем и в мгновение ока увидеть всю свою жизнь как единое целое. Развивающийся во времени процесс можно отобразить в виде суммы синусоид, каждая из которых описывается тремя числами: амплитудой, частотой и фазой. Если задать совокупности этих чисел в координатах частота-амплитуда, получим спектр данного процесса - график, ничуть не похожий на график исходного процесса в координатах амплитуда-время, хотя информация, содержащаяся в обоих графиках идентична. Временнóе и частотное представление - два аспекта  одного  и  того  же: анфас - временнóе  представление,  в  профиль — частотное.  «В математике мне внутренне, почти физически говорят родное ряды Фурье и другие разложения, представляющие всякий сложный ритм как совокупность простых. Вслушиваясь в самого себя,  я открываю в ритме внутренней жизни, в звуках, наполняющих сознание, эти навеки запомнившиеся ритмы волн, и знаю, что они ищут во мне своего сознательного выражения через схему тех математических понятий». - Флоренский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гармоники и обертоны.  Левый график: частота каждой новой гармоники увеличивается, а её амплитуда уменьшается соответственно в 3,5,7 и т.д. раз. В центре: звук с обертонами. Справа: два аспекта процесса - временнóй и частотный.

 

Увидеть спектр означает увидеть одновременно и прошлое и настоящее и будущее - не как быстро прокрученный фильм (это было бы тем же временным процессом, только ускоренным), но поистине в мгновение ока, вне какого-либо времени вообще.

 

Вот высказывания, которые свидетельствуют о том, что по крайней мере некоторые из людей способны воспринимать спектр как целостное представление того или иного процесса, своей жизни и жизни вообще:

 «Любое математическое доказательство, каким бы сложным оно ни было, должно представляться мне единым. Я не ощущаю, что понял его, пока не могу охватить его в  обобщающем представлении». - Адамар.

 О подобном обобщающем представлении не написанного ещё музыкального произведения сообщает и Моцарт: «Я охватываю его единым взором, как некую картину, я слышу его в своём воображении не последовательно, с деталями всех партий, как это должно звучать позже, но всё целиком в ансамбле».

 «Всё прошедшее наше слагается из будущего, а всё будущее творится из настоящего, всегда сущего, для которого нет ни прошедшего, ни будущего, что мы зовём вечным. Ни будущего, ни прошедшего не существует, только в душе нашей есть соответствующие тому три формы восприятия». - Августин.

«Вечность есть ни что иное, как всеобъемлющая, сразу данная полнота бытия, и эта вечность есть наше исконное достояние, она всегда как бы готова принять нас в своё лоно, только от нас, от нашей духовной энергии и готовности к самоуглублению зависит, пойти ли ей навстречу или убегать  от  неё  на  ту  умалённую  периферию, в которой всё течёт и ничто не прочно». - С. Франк.

«Связанные между собой явления образуют как бы веер, створки которого можно развернуть во времени, но в то же время он поддаётся свёртыванию. Уподобление объединённых во времени явлений вееру подчёркивает их внутреннюю связь, и вместо проблемы причинности, столь рабски подчинённой мышлению во времени и на долгое время поработившей умы европейских логиков, выдвигает проблему связи. Наука, построенная на принципах внутренней связи, а не внешней причинности, избавляет нас от дурной бесконечности эволюционной теории». - Мандельштам.

 

 

Модель третья: спектр однократного мира

Дискретным спектром описывается периодическая функция. Таким периодическим представляется мир в мировоззрениях типа индийского: «колесо самсары» - регулярная круговерть рождения-и-смерти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многократный мир

 

Особенностью теистического мировоззрения является уникальность нашего мира, что налагает на нас, живущих, колоссальную ответственность, поскольку другого случая для повторения жизненного эксперимента нам не предоставлено не будет. Такой однократный мир моделируется непрерывным спектром, в котором спектральных составляющих становится бесконечно много, а вклад каждой из них становится бесконечно малым, так что говорить уже приходится о «спектральной плотности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однократный мир

 

Идея непрерывного спектра теряет наглядность, становится более абстрактной. Так и должно быть при отображении реальности: всякая слишком наглядная модель непременно и слишком груба. Непрерывный спектр может означать, что уникальность нашего мира требует особого качества познания мира, некой континуальной интуиции, когда мы уже не пытаемся разложить объект познания на чёткие однозначные принципы, что характерно для всех философских систем.

 

 

Модель четвёртая: не детерминированный мир

Реальные процессы в мире описываются случайными функциями. Такая функция представляет собой некий класс своих возможных реализаций, каждая из которых «случайна» в том смысле, что могла бы оказаться и несколько иной. В реализациях случайной функции амплитуды вполне детерминированы, случайны лишь их фазы, именно здесь и царит хаос, расшатывающий порядок мироздания. Случай распоряжается тем, что сами по себе нейтральные факторы складываются в конкретной ситуации непредвиденным образом. Реализацию случайной функции можно считать детерминированной функцией. Сам случайный процесс в целом является совокупностью всех своих таких реализаций, образующих статистический ансамбль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модель пятая: волновая функция

В каком-то смысле волновая функция сходна со случайной, но «с точностью до наоборот». Случайная функция являет собой абстракцию - чисто формальное обозначение множества родственных реальных функций, тогда как волновая функция являет собой полноценную Реальность, порождающую из себя более или менее случайные - а потому неполноценные частные реализации самой себя, причём это относится как к отдельным процессам и явлениям в мире, так и к миру в целом. Квантовая теория буквально вынудила физиков прийти к мысли о том, что автономностью существования обладает вовсе не материя, данная нам в ощущениях, а нечто «потустороннее», такая сущность, которая непосредственно недоступна наблюдению, и даже по всей совокупности наблюдаемых не может быть восстановлена однозначным образом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунки атомных орбиталей легко могут ввести в заблуждение. Во-первых, это не подобие твёрдых тел, а, скорее, условные изображения неких «облаков», сгущающихся к центру. А во-вторых — и это самое главное — они отображают лишь квадрат амплитуды волновых функций, совершенно игнорируя их фазы, в которых вся суть.

 

Долгое время считалось, что абстрактные понятия вводятся лишь для удобства и при нужде могут быть заменены обыденными представлениями. Оказалось однако, что ненаблюдаемая волновая функция квантовой физики не допускает пояснения через какие бы то ни было наблюдаемые явления, она существенно богаче любых явлений чувственного мира.  А это означает, что автономностью существования обладает вовсе не «материя, данная нам в ощущениях», а нечто «потустороннее» - такая сущность, которая непосредственно недоступна наблюдению и даже по всей совокупности наблюдений не может быть восстановлена однозначным образом. И это не просто досадная недоступность чувственному восприятию, а нечто гораздо более существенное: полнота информации. Именно в этом разница между онтологией и абстракцией: абстракция меньше реальности, онтология больше. Никакого мира в том виде, как мы его воспринимаем, вне сознания не существует: «То, что мы наблюдаем, это не сама природа, а тот её аспект, который проявляется благодаря нашей постановке вопросов». - Гейзенберг. Объективно существует только ненаблюдаемая онтология. Например, материальная частица (электрон, фотон, атом или молекула) возникает в совершенно определённом, конкретном состоянии лишь в результате редукции волновой функции в момент «наблюдения», то есть измерения каким-то физическим прибором, при этом реализуется одно-единственное состояние из большого количества возможных состояний, потенциально содержащихся в волновой функции. Собственно говоря, то же самое происходит при решении обычного дифференциального уравнения при заданных начальных и граничных условиях.

 

 

Модель шестая: спектр двумерного изображения

Подобно тому, как с помощью разложения Фурье можно получить спектр одномерного временнóго процесса, с помощью оптического преобразования  Фурье можно построить спектр двумерного изображения — картинки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как моделируется божественное вездесущие?

Если картинка представляет собой страницу текста, то можно получить спектр всей страницы как единого целого, а также отдельный спектр какого-то элемента этого изображения, например, буквы Е. Если теперь при восстановлении исходного текста из его спектра перед лазерным лучом поместить дополнительно ещё и диапозитив со спектром этой буквы, то мы получим изображение страницы, на которой воспроизведутся только буквы Е. Это означает, что подобно тому, как спектр временнóй функции моделирует вневременность, спектр пространственной функции моделирует внепространственность или «вездесущие». Без идеи спектра «вездесущие» неизбежно трактуется в пантеистическом смысле - как разлитость божества в мире, как актуальное присутствие его в каждой точке мира. Благодаря этому затушёвывается самое главное в Боге - его трансцендентность.

Бог охватывает мир не потому, что он одновременно присутствует везде, в каждой точке мира, а наоборот — потому, что он целиком находится вне мира. Бог не объект и не осветительная арматура, Бог это созидающий картину мира свет. Во всех религиях свет - божественный атрибут, потому что свет - волновой процесс, волны же в понятиях нашего мира нематериальны: они способны сосуществовать в одном и том же месте в один и тот же момент времени, не разрушая друг друга.

 

Любое индивидуальное бытие можно «увидеть» в мгновение ока с полной информацией о нём - включая и его предысторию и его судьбу - через первообраз этого индивидуального бытия, моделью которого является его спектр. В этом смысл предстояния «ангелов» перед Богом: Бог видит мир через них.

 

Модель седьмая: спектр трёхмерного мира

Аналогично спектральному представлению одномерного временного и двумерного пространственного процесса (картинки) можно представить в спектральном виде и трёхмерный пространственный мир. Для этого объект освещается лазерным лучом, расщеплённым на два луча:  рабочий луч освещает  объект и отражается от него, опорный луч проходит мимо объекта, интерферируя с отражённым от него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Голографическая установка

 

Интерференционная картина стоячих волн фиксируется фотопластинкой в виде голограммы. Если затем осветить голограмму исходным опорным лучом, за ней будет восстановлено световое поле, точно соответствующее полю отражённого от объекта рабочего луча.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание  и расшифровка голограммы

 

Если представить освещаемый объект как некий идеальный первообраз, то можно сказать, что идеальный мир сначала «разрушается» прямым преобразованием Фурье, а затем снова «воссоздаётся» обратным преобразованием Фурье - хотя и в несовершенном, более или менее урезанном виде. То есть воспринимаемая нашими органами ощущений картина мира вторична, это производная от первичного мира идей, закрытого от нас «голографической пеленой» - спектральным представлением, которое трансформируется нашим умозрением в структурированный мир и познаётся лишь после восприятия органами ощущений, преобразующими частотные спектры в понятные нашему сознанию пространственно-временные образы.

«Божественный» свет, освещает первичный мир идей и, интерферируя с «опорным» лучом нашего сознания (изоморфным божественному) создаёт внешний мир как голограмму, представляющее собой хаос как «разверзшееся бытие». Голограмма расшифровывается сознанием - своего рода «опорным лучом». «Свёрнутый порядок» это «божественная» онтология, а ненаше трёхмерное бытие. При этом реальность нашего «бренного» бытия не отменяется: свёрнутый и развёрнутый порядки взаимодействуют, так что нельзя сводить бытие к иллюзии, оставив статус реальности исключительно за голограммой. Для того, чтобы проявить себя, божественная семантика (смысловое содержание) нуждается в материальном  обеспечении:  семантика  откликается на конкретную данность, а потому по-разному отзовётся на структуру, которая имелась до включения преобразующего её алгоритма, и на ту, которая явилась результатом работы этого алгоритма.

 

Модель восьмая: развёрнутый и свёрнутый порядки.

Голограмма позволяет ввести понятие развёрнутого и свёрнутого порядков. Развёрнутый порядок это наблюдаемая причинно-следственная связь мира. Свёрнутый порядок это ненаблюдаемая внутренняя связь. Нам кажется, что частица «распалась», но на самом деле она просто «свернулась» обратно в глубинный порядок, из которого ранее возникла. При столкновении электрона и позитрона обе частицы «свёртываются», а на их месте «развёртывается» фотон. Переходом из одного состояния (свёрнутого или развёрнутого) в другое объясняется, каким образом квант может проявляться в виде либо частицы, либо волны. Оба аспекта всегда присутствуют в «свёрнутом» виде во всем множестве состояний того или иного кванта, и лишь способ взаимодействия наблюдателя с этим множеством определяет, какой аспект проявится, а какой останется скрытым. Голограмма содержит свёрнутый порядок - закодированное в интерференционных узорах изображение развёрнутого порядка - видимой версии изображении. То, что мы воспринимаем как реальность, на самом деле иллюзия, а подлинный мир находится в частотной области, которая трансформируется в структурированный мир и тем самым познаётся нами лишь после восприятия нашими органами ощущений, преобразующими частотные спектры в понятные нашему сознанию образы. Аналогично «божественный» свет, освещает первичный мир идей и, интерферируя с «опорным лучом» нашего сознания (изоморфным божественному) создаёт внешний мир как голограмму, представляющее собой хаос как «разверзшееся бытие». Голограмма расшифровывается сознанием — тем же «опорным» лучом. «Свёрнутый порядок» это «божественная» онтология, а не наше трёхмерное бытие. Эти порядки взаимодействуют, так что нельзя сводить бытие к иллюзии, оставив статус реальности за голограммой. Более  того,  если посмотреть  на  проблему  с  чисто человеческой точки зрения, то сам мир онтологии окажется существующим в человеческом сознании.

 

Модель девятая: слоистая иерархия миропорядков.

Вот как можно представить иерархию этих порядков. В основе мироздания находится   вневременная   субстанция:   «Единое»   Парменида,  «бытие» Гегеля.  Структурированный  мир  явлений  порождается  онтологией  не  сам собой, а  в результате акта  восприятия. Пока нет воспринимающего, нет и мира явлений.  Но мир явлений зависит от нашего индивидуального сознания лишь в той мере, в какой само оно является частичкой Универсального Сознания,  которое в  процессе  своего  «наблюдения» вносит  в  онтологию предметность и структуру, чего в ней до того не было. Такое «наблюдение» не  пассивная  регистрация  событий,  а активное  их созидание  из  бессобытийного  и  бесструктурного  первоисточника.  То,  что  для  индивидуальных сознаний, происходит как бы отражённо, в познании, для Бога происходит в реальности:  «Бог  мыслит вещами»  -  Гегель.  Итак, божественное  восприятие Единого приводит к его дроблению: образуются  первичные структуры и соотношения: «эйдосы» Платона  как математические объекты.  Для того, чтобы  проявить  себя,  божественная  семантика  нуждается  в  материальном обеспечении. При  этом  семантика  откликается  на конкретную данность, а потому по-разному отзовётся на структуру, которая имелась до включения преобразующего её алгоритма, и на ту, которая явилась результатом работы этого алгоритма. Хотя в определённом смысле алгоритм  сам по себе  лишь реализует имевшуюся потенцию, он тем не менее причастен к творчеству, поскольку  может  изменить  условия  «втекания»  онтологии.  Наряду  с  процессом наблюдения идёт встречный процесс «осознания» - творческий процесс  создания  нового  этажа  онтологии  на  материале  ранее  достигнутой структуры.  Возникшая в результате наблюдения структура становится субстратом  для  онтологии  более  высокого  уровня.  Осознание  как  синтез первичных  структур  создаёт  цельность  второго порядка  уже  не  математического, а физического характера - волновую функцию. Наблюдение за ней создаёт  дискретную  материю.   Следующий   этаж   мироздания   — «энтелехия»  как  субстанция живого вещества и соответствующая ей живая материя. Ещё более высокая онтология - идея вида как субстанция популяции, из которой возникают все индивидуальные живые организмы. И наконец,  высший  этаж  мироздания  -  субстанция  сознания  и  порождаемые  ею индивидуальные сознания.

 

Модель десятая: единство души и Бога

«Мой Бог особенный, это только мой Бог, и больше ничей. Если ещё чей- нибудь, то этого я не знаю и не интересуюсь. Мой Бог – бесконечная моя индивидуальность, бесконечная моя интимность, похожая на две воронки. От моего «божественного Я» идёт воронка, суживающаяся до точки. Через эту точку-просвет идёт только один луч – от Бога. За этой точкой – другая воронка,  уже  не  суживающаяся,  а  расширяющаяся  в  бесконечность  –  это Бог. Бог и моя интимность  – бесконечность, в коей  самый  мир – часть». - Розанов. Однако приоритет божественной сферы не означает ничтожности сферы земной, обе сферы взаимодействуют, влияя друг на друга.  По большому счёту это  вообще  одна и  та же сфера -  бутылка Клейна. В  бутылке Клейна всего одна «воронка», но так устроенная, что через неё внутреннее перетекает во внешнее и наоборот – внешнее во внутреннее. Здесь, в отличие от песочных часов, обе половинки бытия не разделены: моё сознание одновременно  существует  и  внутри  меня  и  вне  меня,  внутреннее  неотделимо  от  внешнего,  оба  представляют  одно  и  то  же.  Бог  «внешний»  («Бог философов  и  учёных»)  идентичен  Богу  «внутреннему»  -  Богу  Авраама, Исаака, Иакова.

Мы воспринимаем внешний мир реально существующим только потому, что целиком находимся внутри него. Если же мысленно встать на «объективную» позицию и посмотреть на мир как бы извне - с точки зрения трансцендентного (внешнего по отношению к миру) Бога то, исходя из общей теории относительности гравитационный дефект массы, соответствующий взаимодействию всех частиц, составляющих мир, в точности равен сумме масс  всех  частиц,  взятых  в  отдельности, так что масса связанной системы – мира как целого – равна нулю, и потому придётся признать, что или есть Бог, но тогда нет мира, или наоборот - мир существует реально, и тогда места для Бога в нём нет. Если смотреть на проблему бытия Бога с человеческой точки зрения, то сам мир онтологии окажется целиком существующим в нашем сознании. Мир иной не ожидает нас после нашей смерти, его надо осознать ещё при жизни, поскольку после смерти не будет индивидуального сознания, оно растворится во всеобщем. Величайшее преимущество нашего структурированного мира — возможность действия. Увенчивая мироздание, человеческий разум одновременно служит и его подножием. Человек приходит в мир не для того, что бы пожить в нём в своё удовольствие, а для труда (притчи о виноградарях и о талантах). Человек - соучастник процесса миротворчества. Наша способность мыслить это ссуда, которую мы обязаны вернуть с процентами.

 

Знать всё о немногом и немного обо всём

Коммерческое использование материалов сайта без согласия авторов запрещено! При некоммерческом использовании обязательна активная ссылка на сайт: www.kruginteresov.com