РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ

Круг интересов

КАРТА САЙТА

Борис Левин

СУББОТА, ИЛИ НЕДЕЛЬНЫЙ ЕВРЕЙСКИЙ БИОРИТМ

 

Биологические ритмы всего живого связаны с естественными, природными процессами. Годовой и сезонный – с вращением нашей планеты вокруг солнца и наклоном оси Земли к плоскости вращения, соответственно. Месячный – с вращением Луны вокруг Земли. Суточный – с вращением Земли вокруг своей оси. Остановимся на этих, очевидных, то есть буквально видимых глазами временных рамках, связанных с геофизическими циклами, так как далее речь пойдет о периоде такого же порядка.

Биоритмы органично встраивают живой организм в общий природный процесс, делая жизнь более приспособленной. Выбивание из биоритма приводит к проблемам с выживаемостью. Наиболее наглядно это можно обнаружить на суточном биоритме – достаточно ночь не поспать, или просто перенести сон на другое время.…

Суть биоритма в том, что организм не просто тупо настраивается каждый раз вслед за изменением природного регулярного явления, а настроен заранее на все эти изменения, выдрессированный многократными повторениями. Организм знает о предстоящем изменении и заранее на него настраивается, предотвращая неизбежные в противном случаи стрессы. Это как с качелями – если не войти в ритм качания, то они в лучшем случае остановятся, в худшем – можно с них упасть.

Таким образом, биоритм – весьма полезное изобретение природы, берегущее наши нервы и, в конечном итоге, душевное и физическое здоровье.

Однако, человек, будучи частью природы, отличается от нее тем, что не только приспосабливается к природе, но и приспосабливает природу к себе, создавая, в частности, собственные ритмичные процессы, которые достаточно быстро формируют социальные биоритмы. Например, в природе нет повторяющихся процессов длительностью ровно семь суток. А вот людьми создан недельный, семидневный, ритм: 5 – 6 дней рабочих, 1 – 2 дня отдыха. Об этом биоритме и пойдет речь.

Социальные биоритмы действуют так же, как природные, настраивая организм на заранее известный, в силу ритмичности, ход событий. Уже в конце выходных дней мы вольно или невольно готовимся к предстоящей рабочей неделе, а в пятницу, точно так же – к выходным. И наоборот, при переносе выходного на рабочий день в последний трудно настроится на работу, так как организм привык в этот день отдыхать…

Создание этого недельного биоритма впервые зафиксировано в еврейском Священном Писании, Торе, широко известном как Пятикнижие Моисеево (первые пять книг Ветхого Завета), и ему уже более трех тысяч лет.

Вот четвертая из декалога заповедь, полученная Моисеем на горе Синай: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20,  8 – 11).

Обратим внимание, что речь в этой заповеди не о работе, а о любом деле (в том числе, работе).

Моисей очень жёстко требовал исполнения заповедей от народа, выведенного им из-под языческого влияния Египта. Нарушивший субботу приговаривался к смертной казни (Числ. 15, 32 – 36). С тех пор день отдыха исполнялся евреями настолько строго, что даже вопреки заповеди беречь (сохранять) свою жизнь, они во время войны, по сообщению Иосифа Флавия (Иудейские древности, XII.6.2 и XIV.4.2 – 3), порой не оказывали сопротивления врагам в субботу. Так, в начале восстания Маккавеев во II в. до н. э. евреи вообще не сопротивлялись нападавшим в субботу, а во время осады Иерусалима римским войском Помпея в 69 г. до н. э. не препятствовали их осадным работам, проводимым по субботам.

От евреев о нерабочем дне узнали и другие народы, по крайней мере – после перевода Писания на греческий язык в III в. до н. э., известном как Септуагинта. А начиная с I в. о десяти заповедях, включая нерабочую субботу, смогли узнать все язычники, когда становились христианами. Потому что первыми, кто обращал их в христианство, были евреи. Вот, например, что написал о себе «апостол язычников» Павел в послании к Филиппийцам: «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению — фарисей» (Фил. 3, 5). Далеко не сразу, выходной день вводился в христианских государствах, но вместо субботы днем отдыха стал день недели, когда воскрес Иисус Христос – воскресенье.

В наше время и суббота стала выходным у христианских народов (впервые – в США, начиная с 1908 г., в СССР – в 1967 г.). Не потому что они стали иудеями, а просто лишь бы еще день не работать. А в еврейском государстве Израиль выходной день один – суббота. Правда, начинается он в пятницу с заходом солнца, поскольку день, согласно иудаизму, начинается с вечера предыдущего дня, как написано в начале Торы: «И был вечер, и было утро: день…». Поэтому фактически работа прекращается в пятницу после обеда, чтобы успеть встретить субботу по всем правилам.

Ритмичность наступления выходных дней, безусловно, создает биоритм. Но только у евреев выходному дню придается сакральное значение, что делает еврейский субботний биоритм несравненно более эффективным в отношении пользы от ритмичности.

Суббота (по-еврейски, шаббат) – не просто заурядный день отдыха, а праздник. И его отмечают как любой праздник у любых народов – в чисто убранном доме, в праздничном одеянии, с обильным и вкусным угощением, вином, и готовятся к нему, разумеется, заранее.

Поскольку шаббат – праздник, то и продукты приобретаются самые лучшие, не как для будних дней. И готовятся сложные праздничные блюда, тоже не как в будние дни. Всё это требует времени, поэтому делается, по возможности, заранее, не в последний день. Тем более, повторим, шаббат начинается с заходом солнца в пятницу. Реально к шаббату готовятся сразу с начала недели.

Учтём, что шаббат – праздник религиозный, «суббота Господу, Богу твоему». Поэтому суть его не просто отдохнуть от работы (а точнее, от дел), не просто наесться  и напиться… Встреча шаббата, которая происходит за праздничным столом в пятницу вечером, предполагает исполнение, в общих чертах,  следующих особых ритуалов, причем в определенном порядке:

– зажигание свечей (не отсюда ли «ужин при свечах»?);

– муж произносит гимн жене «Эшет хаиль» (его текст – это Притч. 31, 10 – 31);

– произносится благословение на вино и пьют его;

– омовение рук (о нем упоминается и в Евангелии: «зачем ученики Твои преступают
            предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб», Мат. 15, 2);

– произносится благословение на хлеб, и едят халу (плетеную булку) с солью;

– собственно трапеза в определенном порядке.

И это – лишь встреча шаббата! Не говоря уже о том, что в шаббат религиозные евреи не только реально не работают, но и соблюдают целый ряд ограничений деятельности, чтобы и намека на работу не было, тем более, что речь в заповеди, как отмечалось, не о работе, а о делах вообще.

Таким образом, шаббат – это не просто день отдыха, а сложно организованный праздник, да и подготовка к нему занимает всю неделю.

А чем настойчивее, сильнее регулярное воздействие, тем выраженнее биоритм, тем более благотворное влияние он оказывает на организм.

Недельный биоритм есть практически у всех народов, точнее, во всех государствах. Но он психологически воспринимается всего лишь как механическое чередование «работа – отдых», а вот у религиозных евреев, в Израиле, это «работа – праздник». Есть разница? Огромная! Жизнь это – работа (для обеспечения существования) с перерывами на отдых, или это – праздник с перерывами на работу (чтобы обеспечить праздник)? Праздничный еврейский недельный биоритм, очевидно, предпочтительнее, а значит, действеннее рутинной смены будней выходными. Конечно, даже простые регулярные перерывы в работе – лучше, чем ничего. Но с регулярными недельными праздниками жизнь ярче, насыщеннее, осмысленнее, а работа – эффективнее. Еврейские «качели» не просто нудно  покачиваются, а «взлетают выше неба». В этом ракурсе приверженцы иудаизма, религиозные евреи, находятся в более выгодном положении в реальной жизни по сравнению с приверженцами других традиций.

Чему же конкретно посвящен этот праздник, шаббат?

Казалось бы, ясно написано: не делать никакого дела. Значит ли это, что шаббат – праздник ничегонеделания?

Действительно, выглядит именно так. Но суть в том, что отказаться от того, чтобы в выходной день переделать все домашние дела, накопившееся за рабочую неделю, не так-то просто. Для этого необходимо почувствовать себя хозяином своих дел, а не их рабом. Недаром исполнение заповеди дня отдыха связано с тем, что так же поступил Бог – отдыхал после сотворения мира. А он-то, точно, хозяин, а не раб. Человек же создан подобным Богу . Следовательно, он так же, как Бог, должен быть хозяином своих дел, то есть свободным, а не рабом.

Наконец, мы подошли к главному.

Свобода – квинтэссенция иудаизма, еврейского мировоззрения, еврейского менталитета. Так, первый и самый главный еврейский праздник – Песах, день выхода евреев из египетского рабства, благодаря которому образовался еврейский народ, были получены заповеди, оформился иудаизм и, в конечном итоге, через многие годы сформировалась еврейская государственность . Песах празднуют все евреи, независимо от религиозности. Кроме  того,  все  заповеди обусловлены в Торе свободой выбора исполнять их, или нет: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло… Избери жизнь…» (Втор. 30, 15 – 19). В главе 28 книги Второзаконие подробно расписаны разнообразные поощрения и наказания за соответствующий выбор.

В субботнем благословении, которое произносят религиозные евреи по всему миру, суббота названа первым из святых праздников в память о сотворении мира, напоминающем о выходе из Египта. То есть обретение свободы от рабского труда, произошедшее более трех тысяч лет назад, и еженедельное обретение свободы от любой деятельности, в субботу – ценности одного порядка, имеющие первостепенное значение для евреев.

 

 

Отправка формы…

На сервере произошла ошибка.

Форма получена.

Если у Вас нет аккаунта в Facebook'е, пишите Ваши отзывы и комментарии сюда:

           Комментарии

Комментарии, отправленные с использованием аккаунта в Facebook'е  публикуются без модерации и без задержки

Комментарии, отправленные с использованием этой формы публикуются после модерации

Знать всё о немногом и немного обо всём

Коммерческое использование материалов сайта без согласия авторов запрещено! При некоммерческом использовании обязательна активная ссылка на сайт: www.kruginteresov.com