РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ
Левин Борис Хаимович
СОЗДАНИЕ МИРА: ТОРА И НАУКА
08.01.2024
О соответствии религиозной истории создания мира научным знаниям мы будем судить по тексту Торы (Пятикнижию Моисееву) и комментариям к ней (Устная Тора), сообразуясь с собственными логическими рассуждениями.
Как правило, религию противопоставляют науке. С этой точки зрения, казалось бы, бессмысленно делать какие-либо научные выводы о создании мира и роли человека в нем, основываясь на священных религиозных книгах.
Однако, монотеизм, но лишь истинный, абсолютный, стоит здесь особняком. Таким абсолютным монотеизмом, когда его приверженцы обращаются к одному лишь Богу (а не еще и к святым, пророкам и прочим), является иудаизм. Он не просто абсолютный, но и самый первый, зафиксированный в Торе за более чем тысячу лет до возникновения христианства, и за две тысячи лет до ислама. Но христианство и ислам, также имеющие создателем мира единственного Бога, можно не рассматривать отдельно, так как они напрямую основаны на иудаизме. Христианство попросту включило в свои священные книги Тору и другие книги иудаизма, а в Коране прямо говорится о преемственности от иудаизма (Сура 33: 7). Все три эти религии так и называются в науке авраамическими – по имени праотца евреев Авраама, первым заключившим завет с единственным Богом (Быт. 17). В любом случае, для нас достаточно будет сравнить иудаистский и научный взгляды на создание мира.
Монотеизм означает, что Бог – единственный создатель мира, а значит, все физические и нравственные законы в созданном им мире должны быть единственными. Не может быть в одном мире двух разных законов Ома, или трех законов притяжения. Это же касается и законов нравственных. Так, в иудаизме есть понятие о законах Ноаха (Ноя), одинаковых для всех народов мира. Что касается самих евреев, то для них законы, регулирующие жизнь в обществе, более строгие, их намного больше. Поэтому в Писании евреи названы народом священников («если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым», Исх. 19, 5 – 6), которые избраны, чтобы нести знания о едином Боге остальным народам, и тогда те, в конце концов, тоже придут к единому Богу (см. статью автора «Еврейский Бог – для всех» http://samlib.ru/editors/l/lewin_b_h/ewrejskij-bog-dlja-wseh.shtml).
На фоне монотеизма очевидна ненаучность многобожия, язычества, обусловленная невозможностью одновременного существования в одном мире многих Богов.
И вот почему это невозможно.
Бог – независим ни от кого, и ему подчиняется всё. Это аксиома религии монотеизма. Именно поэтому два и более независимых Бога в одном мире не могут сосуществовать – если одному из них подчиняется всё, то остальные Боги тоже подчиняются ему, и тогда они ненастоящие. Если предположить, что эти многие Боги настоящие, то каждый из них создаст собственный мир, и эти миры не смогут никоим образом соприкасаться друг с другом, как и сами Боги – из-за указанной аксиомы. Именно поэтому в священных иудейских книгах все остальные известные боги нашего мира, кроме Бога-создателя, считаются ненастоящими, которых придумали люди, и как всё остальное, подчиняются ему: «Господь, Бог ваш есть Бог богов и Владыка владык» (Втор. 10, 17). Поэтому термин «бог» неприменим к языческим «богам», это – лишь божества, то есть искусственно обожествленные людьми явления природы и общества. Следовательно, и рассматривать создание мира, описанное в языческих религиях, на предмет их соответствия научным взглядам нет смысла.
О создании мира достаточно подробно, шаг за шагом, рассказывается в Торе, написанной Моисеем более трех тысяч лет назад. Позже Тора дополнялась другими согласованными с ней книгами: историческими, пророческими, назидательными, что составило вместе Танах (Ветхий Завет), а также комментариями, известными как Устная Тора, без которых практически невозможно самостоятельно понять глубинный, а нередко и даже простой смысл Торы и всего иудаизма. Но даже и последнего недостаточно для понимания создания мира, о чем откровенно написал один из величайших комментаторов Рамбан (XIII в.) в комментарии к первому стиху Торы: «Сотворение Вселенной – это глубокая тайна, которую невозможно постичь из стихов Писания… А тот, кто владеет этой тайной, обязан ее скрывать». Тем не менее, Рамбан далее раскрывает простой (а не скрытый) смысл Торы, который, следовательно, не является тайной, и ее можно понять.
И мы здесь также будем рассматривать сотворение мира лишь с простой, физической (а не духовной) точки зрения.
Сам основатель иудаизма Моисей понимал Бога научно, хотя, разумеется, и без современной терминологии. Скиния (переносное святилище, прообраз храма), построенная им, представляла собой электростатический генератор (накрытая покрывалами позолоченная клетка со 100 массивными серебряными опорами и 5 медными, окруженная 60 столбами ограды с медными опорами и серебряными наконечниками, соединенными серебряным проводом, с общей массой всех опор около 5 тонн), способный накапливать заряд из атмосферы, достаточный не просто для свечения скинии, электролюминесценции камней наперсника и потрескивания разряда между херувимами ковчега завета, но и умерщвления до сотен людей единовременно, о чем откровенно написано в Торе, и еще подробнее – в трудах Иосифа Флавия (об этом можно прочитать в исследовании автора «Научные основы монотеизма Моисея» https://www.kruginteresov.com/220112nomm505.html). Поэтому неудивительно, что Бог, проявление которого в форме электричества ежедневно наблюдал Моисей, описан в Торе вездесущим, находящимся одновременно повсюду, не имеющим формы и вида (невозможно и потому запрещено его изображать), вечным, и от которого зависит весь мир (стоит хоть на миг исчезнуть электрическим силам, как мир исчезнет в тот же миг).
Независимо от Моисея, любой современный человек, вооруженный достижениями науки, знает, что жизнь на нашей планете защищена электромагнитным полем, электричество повсюду распределено в атмосфере, проявляя себя молниями (на нашей планете за год возникает 1,4 миллиарда молний), все живое имеет внутри себя электричество, без которого организм нежизнеспособен, и вся современная техника основана на электричестве. Да и вообще, материя состоит из атомов, имеющих электрический заряд!
И это, хоть и важнейшая, но не единственная действующая в мире сила. Именно поэтому Бог-создатель с первых строк Торы назван на иврите Элохим (переведено на русский – Бог).
Слово «элохим» представляет собой множественное число от «элоах» (или, сокращенно, «эль»), которое переводится с иврита как «сила, сильный, могучий» (окончание «-им» указывает на множественное число мужского рода). При том, что Элохим-Силы множественного числа, глаголы, относящиеся к этому слову, в Танахе всегда употребляются в единственном числе. В этом смысле слово «Элохим» можно сравнить по сути, например, со словом также во множественном числе «часы» (часы, как устройство). Часы, как вещь в единственном числе, содержит в себе отвлеченное, абстрактное понятие «время», причем содержит и все, какие только возможно, числовые значения этого понятия – часы от 0 до 24 часов суток, причем, и разделенные на сколь угодно малые измеримые отрезки времени. Так и Элохим-Бог содержит в себе все, какие только возможно, силы природы, поля этих сил, или точнее говоря, проявляет себя ими. Поэтому в еврейских переводах на русский язык можно встретить правильный перевод Элохим как «Всесильный», а не просто по-язычески, но с большой буквы «Бог». Й. Герц (главный раввин Британской империи, начало XX в.) так и написал: «Правильный перевод этого имени на русский язык – «Всесильный»». Кстати, этимология слова «бог» – «богатство», «благо». Разве это сравнимо с Всесильным (все силы, в том числе, и богатство, благо)?
Только теперь, признав изначальную, имманентную научность иудаизма, имеет смысл рассматривать, как, согласно Торе, Все Силы Природы создавали мир, и в частности, человека, и почему человек создан по образу и подобию Всесильного, хотя формы и вида у Бога нет.
Можно долго и громко смеяться над шестью днями религиозного творения по сравнению с научными миллиардами лет эволюции мира, или созданием человека из праха, но нельзя не согласиться с тем, что в донаучную эпоху бронзового века Моисей попросту не решился бы рассказать своим современникам, пастухам и каменщикам, если бы и знал, о, скажем, Большом взрыве и эволюции, о микроорганизмах и пр., чтобы его не подняли на смех, и не убили за издевательство над здравым смыслом того времени. И наша задача, зная о научности монотеизма, о научности понимания Бога Моисеем, извлечь научную же информацию из высокой образности упрощенного описания создания мира и человека в Торе.
И еще надо понимать, что Тора описывает, в конечном итоге, историю еврейского народа, являясь фактически строго выверенным юридическим документом, договором между евреями и Богом, на право владения евреями землей обетованной. Этот логический вывод способен сделать каждый, прочитавший Библию внимательно (подробно – в статье автора «Литературные особенности Библии. Глава 12. Жанр Библии» http://samlib.ru/editors/l/lewin_b_h/janrbibl.shtml). «Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников» (Пс. 110, 6 – здесь и далее Синодальный перевод Библии). А вот, что пишет крупнейший комментатор Раши (XI в.) на этот счет в комментарии на самый первый(!) стих Торы: «Почему же Тора начинается с «в начале»? Потому что... когда народы мира скажут Израилю: «Вы разбойники, ибо захватили земли семи народов», – те им ответят: «Вся земля принадлежит Всевышнему. Он её сотворил и дал тому, кто, по его мнению, является достойным, по своей воле он дал ее им, и по своей воле отнял ее у них и передал ее нам»». Современный комментатор р. Ури Амос Шерки (р. 1959 г.) пишет об этом прямолинейно: «Тора – книга современная и политическая!» («Тора из Цийона»). Следовательно, создание мира в этой парадигме – история только нашей планеты (ведь только на ней живут евреи), а не всей вселенной, об устройстве которой упомянуто лишь вскользь (солнце, луна и звезды).
Итак, рассмотрим отдельные этапы «большого пути». Открываем Библию, Тору и следим по тексту.
Начнем с «Начала».
В первом стихе Торы написано: «Вначале сотворил Бог небо и землю». Однако, далее написано, что первым, согласно последовательности дней творения, был создан свет в первый день (стихи 3 – 5), и лишь потом небо во второй день (стихи 6 – 8), и земля в третий день (стихи 9 – 10).
Объяснение этой явной нелогичности, если отбросить нелепую теорию механического, несогласованного соединения двух разных историй творения мира «Яхвист-Элохист», по меньшей мере, двоякое.
Прежде всего, первый стих – это общая, вводная фраза, конспект того, о чем будет сказано далее подробно, по дням, о сотворении мира, в том числе неба и земли. Раши так и пишет про этот отрывок: «Писание не имело целью сообщить очередность сотворения элементов», а в комментарии к Быт. 2, 8 оглашает известное до него правило толкования Торы: «Если за общим положением следует рассказ, он уточняет общее положение».
Этот первый стих вместе с последующим текстом звучит в нескольких переводах Торы так, что эта ее функция введения становится очевидной: «В начале сотворения Всесильным неба и земли (вариант: небесного и земного), когда земля была пуста и нестройна (варианты: было невообразимым хаосом; безумным хаосом; бесформенна и удивительна; смятение и пустынность), и тьма над бездною, а дух Всесильного парил над водою, сказал Всесильный: «да будет свет» и стал свет» (переводы: П. Гиль, по комментариям р. Р.Ш. Гирша, под ред. Г. Брановера, П. Полонский, Ф. Гурфинкель).
Согласно научным данным, возраст планеты Земля меньше возраста звезд, в том числе, Солнца, которые и дают свет. Следовательно, свет, действительно, был первым по отношению к земле.
Однако, согласно Торе, солнце, дающее больше всего света земле, было сотворено позже земли. Поэтому, прежде всего, рассмотрим далее, о каком свете говорится в Торе. Тем более, что солнце и луна были созданы на четвертый день (стих 14 – 19) после создания растений в третий день (стих 11 – 13), а это нонсенс, так как растения без солнечного света не могут существовать. Но этого не могли не знать и в древности. Почему же написано, что солнце создано после земли и даже после растений?
Из всего этого следует, во-первых, что под первичным (до солнца) светом в Торе понимается не солнечный свет, а во-вторых, что последовательность написанного, действительно, не строго соответствует последовательности действия, как это было показано на первом стихе Торы.
«Этот свет отличается от того, который позднее возникнет как световое излучение солнца», – комментирует р. Й. Герц, и объясняет физический смысл внесолнечного света «теорией астрономических туманностей». Комментарии р. Й. Герца издавались в 1929 – 1936 г. Забегая вперед, отметим, что р. Й. Герц, очевидно, не был знаком с теорией Большого взрыва, поскольку сам этот термин появился только в 1949 г.
С другого ракурса первый стих Торы рассматривает Рамбан. Из его комментария можно понять, с учетом современных знаний, что же собой представляет этот свет.
Первое. Рамбан обращает внимание, что до сотворения не было ничего, следовательно, Всесильный вначале творил из ничего.
Второе. Этот процесс проходил не сразу, а в несколько этапов. Из ничего сначала была сотворена «тончайшая основа, не имеющая материальности – созидающая энергия, готовая принять форму и перейти из потенциального состояния в действие». И только затем «из нее Он извлек всё (существующее) и облачил в (различные) формы и преобразовал их». Причем, ««небо» и все, что в нем – один вид первоматерии, а «земля» и все, что на ней – другой вид первоматерии», и «сначала «сотворил Б-г небо», извлекая соответствующий вид первоматерии из ничего, «и землю», извлекая иной вид первоматерии из ничего».
Таким образом, то, что «земля же была безвидна и пуста» (Синодальный перевод), означает начало этапа перехода потенциальной энергии после ее сотворения из ничего в форму земли: земля – вроде бы уже и была, но – «в проекте», еще не видна.
А когда «сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша», произошло окончательное формирование материи земли.
Немецкий раввин Элиэзер ха-Гадоль (XI в.) уточняет, что небеса были созданы путем того, что Всесильный «извлек их из света, в который Он облачен», основываясь на Псалме 103, 2: «Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатёр».
Третье. Рамбан возвращается к самому началу творения, более подробно рассказывая о нем: «это творение было мельчайшей «точкой», не обладающей материальностью – и из нее было создано всё, наполняющее небо и землю».
Это вполне логично и научно, поскольку точка не имеет, прежде всего, размеров, а значит, и массы, и других параметров, она – ничто. Википедия дает такое определение: «точка – геометрически абстрактный объект, не имеющий никаких измеримых характеристик, кроме координат».
Итак, первый миг творения – «точка».
В каббалистической книге Зоар («сияние») (II в., стала известна с XIII в.), где записаны тайные знания иудаизма (оставаясь при этом тайными) об этой точке написано подробно: «И скрытое сияние светило внутри этой точки… И тайна этого заключается в стихе: «Окутан светом, как покрывалом» (Пс. 103, 2), – когда свет окутывает Его, не распространяясь, он скрыт».
В общем-то, ничего удивительного в том, что первичной точке дано сияние, нет. В Торе не раз Всесильный ассоциируется со светом. Первым творением Всесильного был свет (Быт. 1, 3).
Книга Зоар продолжает: «И в этом тайна Творения – в развертывании и распространении этой «точки», в которой было скрыто сияние, и из этого сияния возникло все существующее». Понятно, как только раскрылась точка, в которой был скрыт свет, свет и появился.
Рамбан детализирует этот процесс, говоря о том, что всему небесному соответствовала своя «точка», а всему земному – своя. Причем обе эти «точки» совпадали в пространстве и времени, «но с началом отсчета времени они разделились: одна из них была преобразована в тонкую материю высших, духовных миров, а другая – в материю низшего, грубо-материального, мира». И после того, как из ничего были вызваны Всесильным эти две «точки», «Он уже ничего не сотворил, – только извлекал существующее из существующего». «И такое преобразование явлений из потенциального состояния в реальность называется «речением»: «и сказал Бог (Всесильный)» (Быт. 1: 3, 6, 9, 11, 14, 20, 24, 26).
На этом можем остановить цитирование классики иудаизма, и сделать выводы о соответствии Торы современным научным знаниям. Или – наоборот: научных знаний Торе.
Отбросим несущественное – дни (по Торе) или миллиарды лет (по науке) творения. Нам важен принцип творения. А он со всей очевидностью описан комментаторами Торы как Большой взрыв: вначале была сияющая внутри точка, из которой вышла невидимая энергия, проявившая себя сначала светом, после чего сформировалась видимая материя.
Правда, современная теория Большого взрыва не предполагает единого центра взрыва, как от динамитной шашки, скорее это похоже на взрыв природного газа на кухне, то есть во всем объеме Вселенной одновременно. Но это не противоречит сути творения мира по иудаизму – из «ничего», которое ассоциируется с «точкой», поскольку «ничто» может находиться в сколь угодно большом числе точек – все равно это будет одно и то же «ничего», поскольку сумма сколь угодно большого числа нулей остается равной нулю.
Здесь не может не возникнуть вопрос: может быть, это не иудейское мировоззрение случайно совпало с теорией Большого взрыва, а наоборот – теория Большого взрыва закономерно сгенерирована из иудейского мировоззрения? Тем более, что упомянутые комментаторы Рамбан и Раши жили в средние века, за сотни лет до создания теории Большого взрыва.
Посмотрим по Википедии, кто же это создал теорию Большого взрыва?
Родоначальником считается А. Эйнштейн, который после публикации «Общей теории относительности» (1916 г.) создал модель Вселенной (1917). На основании теории А. Эйнштейна В. де Ситтер создал свою модель Вселенной. На основании гравитационного уравнения А. Эйнштейна А.А. Фридман предсказал расширение Вселенной, имеющее началом взрывной процесс. Далее эта теория лишь развивалась, и получила свое название «Большого взрыва» в 1949 г. Итак, имеется два основоположника теории Большого взрыва: Эйнштейн и Фридман.
Чтобы иметь иудейское мировоззрение, еврею совсем не обязательно быть религиозным (то есть иудеем). Убеждение в единственности Всесильного передается с молоком матери-еврейки и генами отца-еврея. А далее – дело логики. Ведь иудаизм основан не на вере, а исключительно на логике: если есть причина, то должно быть следствие. При едином «центре принятия решений на небесах» законы природы единые и взаимоувязанные. Как следствие, не может быть чудес, противоречащих законам природы. Например, про самое известное библейское чудо в Торе прямо написано, что переход через море аки посуху имел место благодаря природному явлению, имеющему современное научное название «сгонно-нагонное», то есть сильный и продолжительный ветер отогнал воду: «И простёр Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (Исх. 14, 21). Чудо лишь в том, что это природное явление произошло в нужное время и в нужном месте. Но с позиции атеизма и это «чудо совпадения» легко опровергнуть тем фактом, что сгонно-нагонное явление – регулярное для конкретной местности, а Моисей прожил в тех местах сорок лет, и мог знать, когда оно там случается, и привел народ точно к его началу. Тем не менее, и религиозный и атеистический еврейские взгляды сходятся на том, что мир логичен.
Такова связь евреев с иудаизмом, а иудаизма с научным мышлением.
Поэтому достаточно еврейской фамилии (Эйнштейн, Фридман), чтобы не сомневаться в иудейском мировоззрении его носителя, а уж иудейское мышление, основанное на единственности источника всех сил в мире, то есть логике, являясь научным, с большей вероятностью, чем при отсутствии оного, приводит к научным открытиям.
Переходя к обещанной теме создания человека в части похожести его на Всесильного, следует поставить последнюю точку над i в том, что касается единственности библейского Бога. А сомнение в этом может возникнуть при чтении следующих двух отрывков Торы, как раз связанных с сотворением человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1, 26) и «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт. 3, 22). В обоих случая сам Бог говорит как бы о том, что он не один творил: «сотворим… Нашему», «один из Нас».
Прежде всего, пусть не смущает читателей христианских переводов, в частности Синодального, большие буквы в местоимениях «Нашему» и «Нас», как будто бы относящихся только к Богу. В оригинале Торы и всего Ветхого Завета нет заглавных букв – в иврите вообще нет разделения букв на заглавные и прописные, даже в именах собственных, тем более в местоимениях. Нет и обращения на «Вы», а только на «ты». Поэтому большие буквы в переводах – фантазия их редакторов. Если убрать её, то в приведенных отрывках слова «нашему» и «нас» совсем не указывают только на Всесильного, будто он сам себя величает, подобно российским императорам «мы, Николай второй».
Приведем первый отрывок полностью, чтобы виден был контекст указанной множественности: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 24 – 27).
Поскольку нас интересует соответствие Торы науке (или науки – Торе), то мы рассмотрим только реалистичные, а не мистические (с ангелами и т.п.) комментарии. Так, Рамбан объясняет, что Всесильный создавал живые организмы не один – а с помощью уже ранее созданной природы. Потому – «Нашему», «один из Нас». Здесь «мы» - это «я (Всесильный)» и «природа».
Как выше было сказано в комментариях Рамбана, Всесильный сначала создал потенциальный мир из ничего, а потом материализовал невидимую потенциальную энергию в то, что мы и ныне видим. В Торе создание из ничего и делание из чего-то даже обозначаются разными глаголами, но мы не будем в это углубляться.
Но не просто так акт творения расписан в Торе по дням. Очевидно, описана последовательность «от простого к сложному». В связи с этим умозаключением, который способен сделать каждый, Рамбан уточняет, что в отдельных случаях созданные ранее части мира участвовали (по указанию Всесильного) в создании последующих частей. Несложно увидеть, что это касалось создания только живых творений.
Отметим, что живые создания отличаются от неживой природы важнейшим признаком – они не вечны, их существование в мире конечно. Следовательно, участие природы в создании живых организмов оказалось пагубным для них. Но, как будет показано далее, такова и была задумка Всесильного – ограничить жизнь человека, чтобы он лучше справлялся с поставленной перед ним задачей.
Итак, «сказал Бог: да произрастит земля зелень… И произвела земля зелень…» (Быт. 1, 11 – 12), «сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую… И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода…» (Быт. 1, 20 – 22), «сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее… И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их…» (Быт. 1, 24 – 25).
Как видим, кроме Всесильного, в создании рыб и земноводных участвовала вода, зелени (флоры) и зверей (сухопутной фауны) – земля.
Точно так же Всесильный поступил и при создании человека: «сказал Бог: сотворим человека…» (Быт. 1, 26), «И создал Господь Бог человека из праха земного…» (Быт. 2, 7).
Вывод Рамбан делает очевидный: если при создании зелени Всесильный воспользовался помощью земли, при создании рыб и водных пресмыкающихся (земноводных) – помощью воды, животных – снова помощью земли, то и человека тоже делал не один, а в помощники себе назначил землю: «И создал Господь Бог человека из праха земного…» (Быт. 1, 7). Вот поэтому Всесильный и говорит во множественном числе «сотворим»: я и земля. Когда говорит «по образу Нашему», означает – по образу моему и земли, то есть человек будет иметь в себе божественное и земное. А когда говорит о возможности человека стать вечным «как один из Нас», означает, что человек мог стать вечным, подобно его «родителям» – Всесильному и земле.
Таким образом, рассмотренная множественность совсем не означает, что другие «высшие силы» (другие боги, ангелы Бога), кроме Всесильного, принимали участие в создании мира.
Переходя к рассмотрению научности подобия человека Всесильному, прежде зафиксируем известные комментарии на этот счет.
Поскольку, согласно Рамбану, Всесильный создавал человека совместно с землей, а конкретно, прямо из земли, «из праха земного», и только после того «вдунул в лице его дыхание жизни», то можно сделать вывод о том, что в человеке перемешано земное и божественное, человек одновременно и приземленный и одухотворенный (комментарий Раши: «из земного и небесного»).
«По образу Нашему» означает, согласно Рамбану, что человек «будет подобен обоим: по строению своего тела – земле, из которой он взят, а по духу – обитателям высших миров».
В пояснении к комментарию Рамбана говорится о структуре «сотрудничества» земли с Всесильным. Оно заключается в том, что Всесильный «поручил исполнение своих речений этим «природным» силам, действующим в соответствии с установленными Им законами развития».
И это – абсолютно научный взгляд: законы развития действуют изначально, еще до создания видимого мира. Иначе как же развиваться без законов-то? На авось? На халяву? Случайность – мировоззрение язычества, когда каждое божество тянет в свою сторону, и тогда, действительно, закон – что дышло: куда повернул, туда и вышло.
Также представляется вполне научным сказанное в Торе участие воды и земли в происхождении живых существ. В водной среде зародилась жизнь. А животные и человек соответствуют принципу «ты есть то, что ты ешь». Это значит – трава вбирает в себя химические элементы из земли, корова ест траву, человек ест корову, и в результате человек «сделан из земли», которую вбирала трава, которую ела корова, которую съел человек.
Тем не менее, комментаторы обращали внимание лишь на духовную составляющую подобия человека Всесильному. Нас же интересует, прежде всего, физическая сторона дела. А рассмотреть ее необходимо, так как очевидное противоречие между образом человека и подобием его невидимому Богу подвергает обоснованному сомнению научность иудейского монотеизма.
Об этом подобии можно прочитать в статье автора «По образу подобия» http://samlib.ru/editors/l/lewin_b_h/po-obrazu-podobija.shtml. Здесь изложим суть её кратко.
Проблема «образа и подобия» в том, что это выражение является частью параллелизма, древнейшего литературного приема, а он был открыт (сформулирован и изучен) только в XVIII в., намного позже, чем в иудаизме сложились традиции и правила комментирования Торы.
Параллелизм – это, когда об одном и том же говорится разными словами в одном предложении, в рядом расположенных предложениях, или даже в разных книгах разных авторов. Важнейшая особенность и цель параллелизма – постепенное раскрытие читателю сути написанного, причем, естественно, от простого к сложному.
Примеры параллелизма в одном предложении (параллелизм выделен шрифтом): «К ногам ее склонился, пал и лежал, к ногам ее склонился, пал; где склонился, там и пал сраженный» (Суд. 5, 27). «Он поставил устав в Иакове и положил закон в Израиле» (Пс. 77, 5). «Вот однажды смотрел я… и увидел… в сумерки, в вечер дня, в ночной темноте и во мраке» (Прит. 7: 6 – 9). В чем тут «от простого к сложному» рассматривать не будем – это очевидно, а сразу перейдем к образу и подобию.
Интересующий нас текст просто нашпигован параллелизмами: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 25 – 28). Еще раз об этом, как о произошедшем, сказано в главе 5: «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его» (Быт. 5, 1).
Здесь два ряда параллелизмов.
Первый (назовем его – проект) рассказывает о цели создания человека (Быт. 1, 26), второй (результат) – о его физической сути (Быт. 1, 27).
В первой части, «проекте», прежде всего, отметим, что расхожая фраза «по образу и подобию» не существует практически в переводах, так как союза «и» между «образом» и «подобием» в оригинале нет. Но и обычный перевод «по образу, по подобию» тоже неверный, так как перед словом «образ», действительно, стоит предлог «по», а вот перед словом «подобие» стоит предлог «как». Тогда перевод должен выглядеть так: «по образу, как подобию» (буквально), или «по образу, исходящему из подобия» (литературно), а ещё лучше – «по образу подобия».
В рассматриваемом параллелизме три составляющие: «по образу Нашему», «как подобию Нашему» («по подобию Нашему»), «да владычествуют». Говоря простым языком, Всесильный запроектировал человека таким, чтобы его образ соответствовал подобию: как ему, Всесильному (духовная составляющая), так и земле (физическая составляющая); а это подобие, во всяком случае, Всесильного, заключается во владычестве. Итак, образ – подобие – владычество.
Чтобы понять указанную логическую цепочку, следует разобраться, для чего создан человек, с какой целью Всесильному понадобилось наделить человека владычеством, то есть фактически поделиться с ним властью. Не противоречит ли это упомянутой вначале аксиоме монотеизма, что Бог – всесилен и независим? Нет, потому что есть еще одна аксиома монотеизма – Бог совершенен, и совершенство его абсолютное.
И тут вступает в силу парадокс: будучи совершенным, Бог не может создать совершенный мир, поскольку всё, что совершенно – это только Бог! Попытавшись создать совершенный мир, Бог «создаст» лишь самого себя. Поэтому мир, созданный совершенным Всесильным, несовершенен, в нём сосуществуют и добро, и зло. Но, как любой творец, Всесильный стремился создать максимально близкий к совершенству продукт своего уникального творчества. Сам он в этом ограничен собственным совершенством. И тогда он создает человека, у которого нет этого ограничения. Конечно, человек, как любое создание в реальном мире, сам несовершенен. Поэтому задача человека не только совершенствовать «недоделанный» мир, но, совершенствовать, прежде всего, себя, повышая свою квалификацию совершенствователя мира. А для этого дано множество заповедей, первая из которых – любить и бояться Бога (чтобы выполнять его задание по совершенствованию мира), а вторая – любить ближнего, как самого себя (то есть не делать другому того, чего не хочешь себе) и выполнять другие заповеди, чтобы не отвлекать ни себя, ни других от совершенствования мира. В несовершенстве человека заложена возможность увиливания его от выполнения божественной миссии вообще, и от исполнения заповедей, в частности. «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7, 20). Именно поэтому человеку дана возможность выбора, свобода воли – чтобы он не шёл как робот по легкому пути животных инстинктов, а занялся порученной работой. «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло… Избери жизнь…» (Втор. 30, 15 – 19). В главе 28 книги Второзаконие подробно расписаны разнообразные поощрения и наказания за соответствующий выбор. И, наконец, дополнительным, но очень важным стимулом заняться порученной работой, а не откладывать её «до понедельника», является смертность человека, а также страх воздаяния в загробном мире.
Итак, совершенствование и себя, и окружающего мира как раз и заключено в простом, но противоречивом слове «владычествовать».
Ведь владычествовать можно двумя противоположными способами. Можно всё своё владение, имущество растратить на удовлетворение своих всё возрастающих желаний. А можно сохранять, заботиться, совершенствовать и приумножать свое имущество, владение, удовлетворяя и свои желания, но в меру. Это касается абсолютно всего, что нас окружает, что нам близко: дом, автомобиль, жена (муж), дети… – обо всём надо заботиться, всё сохранять, совершенствовать и приумножать.
Очевидно, подобие Всесильному предполагает второй вариант, ради которого и был создан и существует человек. Первый вариант вообще не был предусмотрен, так как он приводит к разрушению мира.
В Торе, в общем-то прямо, без обиняков, сразу после создания человека написано для чего он создан: «взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15). Возделывать и хранить мир – вот единственная задача человека, согласно иудаизму. Мы лишь попытались найти этому логическое объяснение.
Поэтому, когда вы услышите от раввина, что Всесильный создал мир для человека, не ищите в этом оправдание своему эгоизму.
Чтобы владычествовать среди более сильных животных, в зачастую враждебной среде, человек не может полагаться только на свои физические способности, для этого он вынужден использовать орудия труда. А чтобы их применять, необходимо особое устройство его тела, в частности – руки с пальцами и, соответственно этому – прямохождение.
Итак, чтобы владычествовать, подобно Всесильному, человек был создан с таким строением тела (внешним образом), как ныне есть.
Вот такая логическая связь между владычеством, подобием на Всесильного и образом (строением) человека, раскрытая с помощью параллелизма.
Во второй фразе с параллелизмами «и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» две цепочки параллелизмов. Первая: «по образу Своему» и «по образу Божию». Это не требует разъяснений. Вторая: «его», «мужчину и женщину», «их». Это нагромождение, из которого на первый взгляд непонятно, кого же сотворил Бог, породило разные комментарии и легенды, которых мы не будем касаться. Простое объяснение с позиции параллелизма таково.
Сотворил Бог «его». Как и написано сразу в начале предложения, «его» – это человека.
Сотворил Бог «мужчину и женщину». Это означает, что человек, обозначенный в первой части этого параллелизма местоимением «его», это – и мужчина, и женщина. В таком случае, «человек» означает не конкретного человека по имени Адам, а человека как вид живого существа.
О том, что «мужчина и женщина» – это отдельные существа, а не один «человек», представляющий собой мужчину и женщину одновременно, говорит последняя часть параллелизма – «их», что означает множественное число, а конкретно, первых двух человек: Адама и Еву.
В целом сказано следующее. Бог сотворил человека, как вид, в котором есть разделение на два пола: мужской и женский, и Бог сотворил одновременно и мужчину, и женщину, обоих их сотворил.
В заключение отметим, что принцип «от простого к сложному» четко прослеживается во всех цепочках, что является неотъемлемым признаком параллелизма. Напомним: образ – подобие – владычество; образ Свой – образ Божий; его – мужчину и женщину – их.
Подытожим сказанное о научности создания мира по Торе.
Было показано, что абсолютный монотеизм, представителем которого является иудаизм, сам по себе, имманентно, научен. Создание мира, описанное в Письменной и Устной Торе, практически совпадает с теорией Большого взрыва. Создание человека из земли в двух словах описывает процесс эволюции. Подобие (на Всесильного) этим единственным словом заменяет все научные философские трактаты о предназначении человека.
Вообще, Тора (в широком смысле) прямо предписывает заниматься научными изысканиями, наукой: «Взыщите Господа и силы Его, ищите непрестанно лица Его» (1 Пар. 16, 11), «Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда» (Пс. 104, 4).
Комментарии
Ваш комментарий появится здесь после модерации
Ваш электронный адрес не будет опубликован
Коммерческое использование материалов сайта без согласия авторов запрещено! При некоммерческом использовании обязательна активная ссылка на сайт: www.kruginteresov.com