РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ
Михаил Гурджи
Памяти семьи Пейсах из Карасубазара
02.02.2024
Краткое предисловие
Я появился на свет благодаря тому, что в августе 1941 года Лазарь Пейсах из Карасубазара потребовал от моей бабушки Кале с двумя её детьми – шестилетним Яшей и одиннадцатилетней Лизой – покинуть его дом. Благодаря этому событию родились мой брат Женя и сестра Фаина, наши дети, сын и дочь тети Лизы, её внуки и правнуки. Судьба нашей семьи была бы предрешена, если бы Лазарь Абрамович Пейсах оказался более гостеприимен к семье его родной племянницы Кале Гурджи. Нас бы просто не было, потому что наш папа Яков и его сестра Лиза с бабушкой Кале не пережили бы немецкую оккупацию и были бы удушены в газвагенах в середине января 1942 года в Карасубазаре¹). К счастью, наши родители остались живы и, выдержав все невзгоды эвакуации, вернулись весной 1944 года в разорённый войной Крым, ставший братской могилой для их многочисленных сородичей.
Я расскажу о судьбе семьи Пейсах из Карасубазара, основываясь на воспоминаниях моего отца Якова Давидовича Гурджи (1934–2010) и его старшей сестры Елизаветы (1929–2021), а также на материалах семейного фотоархива. Сведения эти, увы, фрагментарны. Не сохранилась бóльшая часть фотокарточек семьи Пейсах, тем не менее, я попытаюсь зафиксировать на бумаге все известные мне сведения.
Братья Пейсах
В конце XIX века в Карасубазаре, служившем в те времена центром духовной и экономической жизни общины крымчаков²), проживали братья Яков, Лазарь и Моисей (Моше) Пейсах, занимавшиеся мелкой торговлей, конным извозом и ремесленничеством. Их отца звали Авраам (Абрам), а маму – Сара. С уверенностью могу предположить, что проживали они в квартале Биюк Джами, населённом преимущественно евреями-крымчаками, и владели двумя небольшими домами³). Яков Пейсах, наш прадед, родился в 1878 году. Точную дату рождения Моисея и Лазаря мне установить не удалось.
Предположительно, Моисей Пейсах родился между 1874 и 1878 гг., Лазарь был младшим братом (1893–1895 гг.), а Яков Пейсах и его жена Сара были многодетны. У них родились четыре дочери – Геня, Рива, Оля, Кале и три сына – Мордехай (Маркус), Авраам и Хизя (Хизкиягу). Лазарь Пейсах был призван в 1914 году в армию, воевал, был ранен и попал в германский плен. После освобождения из плена он непродолжительное время проживал в Германии, а приблизительно в 1918 году вернулся на родину в Карасубазар.
С женой и двумя дочерьми Лазарь проживал до войны в Карасубазаре и занимался извозом; остальные родственники вынуждены были покинуть город вследствие голода 1921 года. Многие из них голод не пережили. Оставшиеся в живых осели в Симферополе, часть переехала в Ялту.
Яков Абрамович Пейсах всю жизнь трудился сапожником, был хорошим отцом, заботился о детях, но ушёл из жизни рано, скончавшись в 1928 году от рака. Судьба Моисея Пейсаха нам неизвестна. Известно только то, что в его семье в 1900 году родился сын Абрам, чудом переживший оккупацию Крыма 1941–1944 гг. и вернувшийся живым с войны.
Начало войны. Эвакуация
Стремительное наступление немцев летом – осенью 1941 года и недостаточно эффективно организованная эвакуация мирного гражданского населения Крымского полуострова привела в итоге к тому, что многие крымские евреи, отчаявшись уехать, пытались каким-либо образом пережить грядущую оккупацию. Некоторые вывозили семьи подальше от больших городов, скрываясь в дальних селах. Другие оставались в своих жилищах, ошибочно полагаясь на то, что немцы их не тронут.
Так решила поступить и наша бабушка Кале Яковлевна Гурджи (1904 г. р.). Направившись с двумя детьми в конце августа 1941 года в тихий Карасубазар, расположенный в 40 километрах от Симферополя, она искренне надеялась пересидеть войну в доме родного дяди Лазаря Пейсаха. Жена Лазаря и две их дочери в отсутствие хозяина радушно приняли в своем доме симферопольских родственников. Вернувшийся через неделю домой Лазарь Пейсах указал моей бабушке с детьми на дверь, промолвив: «Мы с семьей войну переживем, нас не тронут. Я немцев знаю, был у них в плену, народ они культурный. У тебя муж коммунист и командир Красной Армии, вас поубивают, а заодно и нас. Мы же вас укрывали»4). Лазарь попросил племянницу с двумя детьми уехать. Кале долго не могла прийти в себя от столь неожиданного поступка близкого родственника, но потом решила вернуться с детьми в Симферополь.
Лазарь Абрамович Пейсах частично оказался прав в отношении своей племянницы Кале и ее детей: они уехали и уцелели. Спастись самому и уберечь собственную семью дяде Лазарю, к сожалению, не удалось: все они были зверски уничтожены гитлеровцами зимой 1941–1942 гг.5) . Нашей бабушке Кале Яковлевне Гурджи и её детям, папе Яше и его старшей сестре Лизе удалось эвакуироваться 31 августа 1941 года. Через месяц они прибыли в пункт назначения – село Билярск Билярского района Татарской АССР.
Судьба семьи Пейсах в оккупированном Крыму 1941– 1944 гг.
Цепь трагических событий, связанных с судьбой семьи Пейсах в Крыму, удалось восстановить по воспоминаниям тёти Е.Д.Гурджи, а также по листам свидетельских показаний (всего – 17 листов), которые в сентябре 2002 года отправил наш отец Я.Д.Гурджи в Музей Катастрофы (Шоа) «Яд Вашем» в Иерусалиме6). Перечислю их всех поимённо:
1. Cара Исааковна Пейсах (девичья фамилия Токатлы), 58 лет, домохозяйка, вдова прадеда Якова. Расстреляна гитлеровцами в противотанковом рву на 10 км шоссе Симферополь – Феодосия близ села Мазанка 11 декабря 1941 года. Прабабушка Сара не смогла эвакуироваться по причине нехватки транспортных средств и плохо организованной эвакуации. Она попрощалась навсегда с дочерью Кале и внуками Яшей и Лизой на перроне симферопольского вокзала 31 августа 1941 года.
2. Хизя (Хизкиягу) Яковлевич Пейсах, 25 лет, сапожник, младший сын Сары и Якова Пейсах. По воспоминаниям Е.Д.Гурджи, он был младшим и любимым сыном в семье. Хизя был красивым молодым человеком; перед войной он женился, был отцом двух маленьких детей, одного мальчика, предположительно, звали Костя. Он не успел призваться в армию. Расстрелян вместе с женой и детьми в противотанковом рву на 10 километре шоссе Симферополь – Феодосия близ села Мазанка 11 декабря 1941 года.
3. Геня Яковлевна Валит (девичья фамилия Пейсах), 38 лет, дочь Сары и Якова Пейсах. Мужа звали Арон Валит. Расстреляна вместе с дочерью Дорой, 13 лет, и сыном Борей, 10 лет, в противотанковом рву на 10 километре шоссе Симферополь – Феодосия близ села Мазанка 11 декабря 1941 года.
4. Ольга Яковлевна Дынер (девичья фамилия Пейсах), 30 лет, дочь Сары и Якова Пейсах. Мужа звали Михаил Дынер. Он вернулся с фронта живым. Расстреляна вместе с дочерью Люсей Дынер, 4 лет, в противотанковом рву на 10 километре шоссе Симферополь – Феодосия близ села Мазанка 11 декабря 1941 года.
5. Ирина (Эсфирь) Марковна Пейсах (девичья фамилия Ачкинази), 33 лет, жена Мордехая (Маркуса) Пейсаха. Отца звали Марк, мать – Лия. Расстреляна вместе с сыном Яковом, 10 лет, и сыном (имя неизвестно), пяти лет, в окрестностях Ялты 15 декабря 1941 года.
6. Соловьёва Рива (девичья фамилия Пейсах), 31 года, дочь Сары и Якова Пейсах. Была замужем за Исааком Соловьёвым. Расстреляна вместе с дочерью Женей, 11 лет, в противотанковом рву на 10-м километре шоссе Симферополь – Феодосия близ села Мазанка 11 декабря 1941 года.
К сожалению, я не смог доподлинно установить родственную связь с семьей Ирины Пейсах, 33 лет, в девичестве Ломброзо, отца которой звали Иосиф, а мать – Рива. Скорбный список я продолжаю родственниками по линии отца и деда (семья Гурджи):
7. Гурджи Иосиф, 15 лет, сын Исаака Гурджи и Ханы Гурджи (Ломброзо), двоюродный брат моего отца. Расстрелян в противотанковом рву на 10 километре шоссе Симферополь – Феодосия близ села Мазанка 11 декабря 1941 года.
8. Гурджи Соня, 14 лет, дочь Исаака Гурджи и Ханы Гурджи (Ломброзо), двоюродная сестра моего отца. Расстреляна в противотанковом рву на 10 километре шоссе Симферополь – Феодосия близ села Мазанка 11 декабря 1941 года.
9. Гурджи (Ломброзо) Хана, 41 года, жена Исаака Гурджи, дяди моего отца. Расстреляна в противотанковом рву вместе с сыном Иосифом, 15 лет, и дочерью Соней, 14 лет, на 10 километре шоссе Симферополь – Феодосия близ села Мазанка 11 декабря 1941 года. Муж Ханы Исаак Иосифович Гурджи, родной брат моего деда, погиб на фронте в 1941 году.
Вечная память всем невинно убиенным жертвами Холокоста!
Уцелевшие в войне представители
семьи Пейсах из Карасубазара
Кому же из многочисленных представителей карасубазарской семьи Пейсах удалось уцелеть? К сожалению, немногим…
Пережил войну вышеупомянутый двоюродный брат бабушки Абрам Моисеевич Пейсах, родившийся в 1900 году в Карасубазаре. В 1906 году, в шестилетнем возрасте, он был отправлен отцом на учебу в хедер, изучал древнееврейский язык и молитвы. После того, как ему исполнилось 8 лет, Абрам продолжил обучение в карасубазарской Талмуд-Торе. В 1930 году он навсегда покинул Карасубазар, работал в колхозе «Крымчак», но в 1935 году поменял место жительства7). По семейным воспоминаниям, А.М.Пейсах перед войной жил в Севастополе. Был призван в армию в 1941 году, попал в плен под Севастополем, выдал себя за татарина и чудом уцелел. Жена и две дочери Абрама Моисеевича были расстреляны гитлеровцами (больше детей у Пейсаха не было). В 1944 году был освобожден из плена. Из-за того, что он был зарегистрирован как крымский татарин, Абрам Моисеевич должен был быть выслан в Среднюю Азию, однако наш дед Д.И.Гурджи, временно исполнявший обязанности коменданта Бахчисарая, смог этому помешать. Он прошёл проверку особого отдела и был отправлен в действующую армию на фронт. Получив ранение, в 1945 году вернулся в Симферополь.
После войны он жил в Симферополе на ул. Сергеева-Ценского. Был верующим, ходил в синагогу почти до самой кончины. А.М.Пейсах исполнял в общине обязанности крымчакского ребы (раввина). Он был участником всех выездных тъкунов на 10 километре Феодосийского шоссе: на всех групповых снимках 50–70-х годов можно увидеть Абрама Моисеевича с молитвенником в руках8).
Я немного помню Абрама Моисеевича, так как он был частым гостем в доме нашей бабушки К.Я.Гурджи. Помню его очень вежливым и деликатным человеком, который всегда подолгу общался с нашим отцом Я.Д.Гурджи. Абрама Моисеевича Пейсаха знали все крымчаки Симферополя старшего и среднего послевоенного поколения. Скончался А.М.Пейсах в 1984 году. Похоронен в Симферополе.
Мордехай (Маркус) Яковлевич Пейсах (1907–1975), уроженец Карасубазара, родной брат бабушки, также смог пережить войну. Воевал с самого начала войны, был краснофлотцем, морским пехотинцем. Жену Ирину и двух его детей расстреляли в декабре 1941 года в окрестностях Ялты. После войны трудился сапожником, женился на Кале (Кате) Беньяминовне Рабино, вдове погибшего фронтовика Иосифа Когана, оставшейся с маленьким сыном Борисом на руках. В семье родилась общая дочь. Дожил до появления внуков. Умер и погрёбен в Симферополе в 1975 году.
Группа пожилых крымчаков на тъкуне (поминальной встрече и молитве) на месте массовых расстрелов под Симферополем, середина 70-x годов.
Крайний справа А.М.Пейсах, в центре в белом платке – наша бабушка К.Я.Гурджи
Кале Яковлевна Гурджи (девичья фамилия Пейсах), 1904 г. р., бабушка Катя, как мы её звали, родилась в Карасубазаре. В 1926 году в Симферополе вышла замуж за нашего деда Д.И.Гурджи. В 1929 году у них родилась дочь Лиза, а в 1934 сын Яша – наш папа. Она пережила войну с детьми в эвакуации в селе Билярск Татарской АССР.
После освобождения Крыма Кале Яковлевна вернулась с детьми домой в Симферополь. Не получившая образование, она была домохозяйкой, простой и приветливой женщиной, прекрасно готовила. По характеру была очень добрым и покладистым человеком. Участвовала вместе с дедом Давидом Иосифовичем во всех выездных тъкунах на местах массовых расстрелов (бабушка есть на всех групповых снимках). Старалась поддерживать уцелевших после войны близких и дальних родственников. Увидела появление на свет внуков и правнуков. Помогала в их воспитании. Умерла в Симферополе в 1983 году.
Шива по нашей бабушке Кале Яковлевны Гурджи, Симферополь 1983.
Слева направо: Томалак Борис Исаакович из Новороссийска, 1905 г.р.,
Гурджи Михаил Маркович (Моше-акай),1892 г.р., Пейсах Абрам Моисеевич, 1900 г.р.
Послесловие
Я долгое время собирался написать этот небольшой очерк. Часто меня посещала мысль: «А нужно ли это кому-нибудь?» Ведь многим это уже неинтересно: человеческой памяти свойственно стирать все ненужное, не приносящее пользу в сиюминутной круговерти нашей жизни, круто замешанной на материальных ценностях и кратковременных поверхностных переживаниях. Тем не менее, я принял решение изложить всё это на бумаге, сохранить то немногое из моих знаний о семье Пейсах, потомком которой являюсь и я. Мною руководило чувство долга перед выжившими: я смог увидеть и прочувствовать боль и скорбь в их глазах. Надеюсь, что когда-нибудь моим сыновьям, детям брата и сестры, дочери и внукам тёти Лизы будет интересно прочесть несколько страниц воспоминаний об оставшейся в далеком прошлом семье Пейсах из Карасубазара.
Примечания
1. Ачкинази И.В. Крымчаки. Историко-этнографический очерк.
Симферополь, 2000. С. 123.
2. Ельяшевич В.А. Община крымчаков Карасубазара по материалам «Оценочной ведомости» 1863 года. Альманах «Кърымчахлар». Сборник статей и документов о крымчаках (XVI–XXI вв.). Вып. 1. Симферополь, 2020. С. 195.
Автор статьи полностью публикует важнейший архивный документ – «Оценочную ведомость недвижимым имуществам в городе Карасубазаре, подлежащим налогу» от 1863 года. Документ свидетельствует о принадлежности к общине крымчаков 256 домовладений, включая синагогу, лавки, кофейни (которые обычно были при жилых домах) и два завода (свечной и черепичный), что составляет 16 % от числа всех домовладений города. Далее автор статьи, исследуя посемейный список крымчаков Карасубазара 1842 года, в котором минимальная численность семьи составляет пять человек, а максимальная – семнадцать человек, а также сравнивая эти сведения с данными «Оценочной ведомости», приходит к выводу о численности крымчаков в Карасубазаре в начале 1870-х годов. Согласно В.Ельяшевичу, численность членов общины крымчаков составляла примерно 2000 человек.
3. Там же. С. 207.
4. Дед Давид Иосифович Гурджи (1903–1986) с первых дней войны находился в действующей армии (с 14.08.1941–51 армия) в звании лейтенанта, задачей которой на тот период было недопущение немцев в Крым через Перекоп и Сиваш. Состоял в ВКП(б).
5. Уничтожение еврейской общины Карасубазара гитлеровцами проходило в два этапа. Первый этап злодеяний начался 10 декабря 1941 г., когда немецкие власти через еврейских старост распорядились о явке всего еврейского населения в городскую управу с вещами для отправления на работу. Здесь у евреев отобрали вещи, они были погружены на грузовые машины и отвезены в отделение СД (т. е. службу безопасности), находящееся на улице Ананьевской в д. № 45. Евреев, пришедших в городскую управу, погнали по Садовой улице, к инкубаторной станции, где у перекрестка дорог Васильевка – Сейтлер все они были расстреляны у противотанкового рва. В течение декабря были собраны евреи сел и деревень Карасубазарского района. Их казнили 27 и 28 декабря 1941 года. См. подробнее: Губенко Г.Н. Книга печали. Симферополь, 1991. С. 32–33.
Вторым этапом преступлений фашистов было окончательное уничтожение общины крымчаков в середине января 1942 г. В этой бесчеловечной расправе погибли оставшиеся в живых 468 крымчаков. Проведено это было следующим порядком: 17–18 января 1942 года рано утром у каждого дома, в котором проживала семья крымчаков, было выставлено по два вооруженных человека, из которых один румын, а второй – доброволец-татарин. После чего в эти дома приходили немцы, уводили семьи крымчаков на сборный пункт на Ананьевской улице, где стояла грузовая крытая машина, окрашенная в черный свет. К этой машине подводили небольшими группами крымчаков и сажали в нее. После погрузки двери машины закрывались, и машина уезжала в неизвестном направлении. Вторая такая же автомашина находилась на Садовой улице, где происходила погрузка крымчаков. В этих двух машинах при движении выделялся газ внутрь герметично закрытого отделения в кузове, где находились арестованные, отчего они мучительно умирали. Машинам для умерщвления людей газами немцы присвоили название «газваген». Все удушенные крымчаки были похоронены в районе совхоза «Мариано» за бывшим механическим цехом. См. подробнее: Ачкинази И.В. Крымчаки. Историко-этнографический очерк. Симферополь, 2000. С. 123.
6. Отец Яков Давидович Гурджи (1934–2010) оставил отрывочные воспоминания о периоде оккупации и эвакуации семьи. Сохранился также небольшой фотоархив, относящийся к 1920–1940 гг.
7. Чернин В. Из крымских тетрадей. Тель-Авив-Герцлия, 2019. С. 40–41, 67.
8. Тъкун – траурное мероприятие, посвященное поминовению убитым гитлеровцами крымчакам в годы Великой Отечественной войны. Тъкуны (от древнееврейского тикун – «исправление») проводились крымчаками каждый год 11–13 декабря с 1945 года.
Комментарии
Михаил 03.02.2024 13:44 Миша, спасибо, прекрасная история и чудесное описание твори и дальше, радуй нас своим талантом.
Ваш комментарий появится здесь после модерации
Ваш электронный адрес не будет опубликован
Коммерческое использование материалов сайта без согласия авторов запрещено! При некоммерческом использовании обязательна активная ссылка на сайт: www.kruginteresov.com