РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ

Круг интересов

КАРТА САЙТА

Эдвард Ковалерчук Откуда родом Авраам? Лекция, прочитанная для Клуба сениоров (пожилых людей) Еврейской общины Вюрцбурга 23.02.2024 г.

Тексты Танаха до недавнего времени воспринимались исторической наукой (причём не только марксистского толка) как исключительно предмет теологии, как собрание мифов, являющихся основой религиозных культов.  В наше же время даже материалистическая историческая наука на основе археологических открытий, на основе детального сравнительного анализа текстов, лингвистических и других  исследований всё больше приходит к выводам о достоверном соответствии библейских текстов реальным историческим событиям.

Я уверен в том, что все вы прекрасно знаете еврейскую историю, и принципиально нового я вам, скорее всего, ничего не сообщу, но нет сомнения и в том, что совместное обсуждение исторических событий никогда не бывает лишним, и обращаться к ним вновь и вновь не только полезно, но и просто интересно. Обращаться вновь и вновь. Неспроста же после праздника Симхат Тора верующие евреи начинают читать Тору сначала.  Да вот и современный известный историк Леонид Млечин говорит: «Почему мы неустанно изучаем прошлое? А в надежде понять день сегодняшний».

Разумеется, как любят часто повторять нам наши уважаемые раввины, Тора - это не учебник истории, это священный текст, закон жизни еврейского народа. Это, вне всякого сомнения, именно так и есть, но всё же историческая составляющая в Торе имеет место быть, и, поскольку иного более авторитетного источника информации об истории того периода, о котором мы сегодня будем говорить, в распоряжении науки не имеется, то и руководствоваться в нашем изложении мы будем именно текстами Торы.  Трудность при этом, однако заключается в том, что Тора, не будучи, как уже говорилось, учебником по истории, не содержит непрерывного хронологически последовательного и формального изложения событий. Обозначая при этом принципиально важные события, Тора опускает однако многие детали, которые могли бы отвлекать от главного содержания, но оставляет нам возможность осмысливать прочитанное, восполняя некоторые детали и причинно-следственные связи собственным воображением, как бы читая между строк. Конечно, лучше всего при этом обращаться к другим текстам Танаха: Книге пророков (Невиим), Писаниям Святых (Ктувим), к Талмуду   и к наиболее авторитетным Мидрашим. Но это, вообще-то говоря, нелёгкая работа, требующая не только много времени и терпения, но и основательной подготовки. Мы же с вами в рамках популярной лекции дерзнём рассуждать попроще, так сказать, на бытовом уровне, приближая наше изложение к уровню и способу мышления простого современного человека. Дерзнём читать между строк.

Итак, мы сегодня обратимся к одной из величайших исторических личностей, к основоположнику трёх крупнейших мировых религий – к патриарху и пророку Аврааму.

 

Эти три крупнейшие мировые религии: иудаизм, христианство и ислам, поэтому и именуются авраамическими.

Сегодня нас больше всего будет интересовать вопрос о том, откуда Авраам взялся, откуда он родом. Именно так сформулировано название нашей темы.

 

Но для начала давайте сперва вспомним основные этапы его биографии. Да, именно так – биографии – потому что именно его, Авраама, жизненный путь описан в Торе, в книге Берешит гораздо детальнее, чем жизнеописания многих других выдающихся библейских личностей.

Итак, согласно библейской хронологии, Аврам бен Терах (таково его полное имя и отчество, отца звали Фарра, отсюда бен Терах. И пусть вас не смущает замена буквы "Ф" на букву "Т", это следствие эллинистического влияния в результате завоеваний Александра Македонского). Аврам бен Терах родился в 1812 году. До новой эры, разумеется.

 

Поскольку по григорианскому календарю у нас сейчас 2024 год, то родился Аврам, соответственно: (1812 + 2024) = 3836 лет назад. Но, поскольку по еврейскому календарю к моменту рождения Аврама от сотворения мира прошло 1948 лет (да, дата его рождения по еврейскому календарю 1948 год), то, прибавив к 3836 годам эти самые 1948 лет, получим 5784, то есть текущий нынче год по еврейскому календарю (от сотворения мира).

Итак, мы выяснили  когда родился Аврам. Но в каждой анкете вслед за датой рождения всегда следует вопрос: место рождения. Но и тут никакого секрета нет. Аврам родился в халдейском городе Ур.

 

Так выглядел город Ур 4000 лет тому назад. Вероятно. Предположительно. Съёмки с дрона тогда ещё не практиковались. Впрочем, и без дрона тоже не практиковались.
 Эта и все последующие иллюстрации взяты из открытых источников.

В центре города, располагался, разумеется, Главный Храм:

 

Это, конечно же, реконструкция. Но вот археологические раскопки:

 

Как мы видим, реконструкцию было на чём строить.

 

Ещё раскопки

Где же находился (или, вернее, находится) этот самый Ур халдейский? Конечно же он сейчас называется иначе, а именно Телль-эль-Мукайяр.

 

А находится он на территории мухафазы Ди-Кар. Что такое мухафаза? Не подумайте ничего дурного. С фазовым состоянием мух это никак не связано. Это просто муниципальное территориальное образование, вроде района в составе области. Итак, мухафаза Ди-Кар. Это в Ираке. Что такое Ирак? – ну так ведь это древний Вавилон. И древний Шумер. Междуречье. Месопотамия.

 

Халдеи в то время были одним из народов Месопотамии, наряду с ассирийцами, вавилонянами, шумерами, аккадцами, эламитами и отличались довольно высоким уровнем цивилизации, о чём, в частности, свидетельствует градостроительная архитектура того же Ура Халдейского.

 

Они, халдеи, владели математикой, астрономией, имели свою философию, частично лёгшую впоследствии в основу зороастризма и т.д.

Итак, Аврам родился в Уре Халдейском. Теперь мы продолжим с вами заполнять анкету Аврама, ну как бы для отдела кадров: С именем-отчеством, датой и местом рождения разобрались, то есть три графы заполнили, теперь четвёртая о родителях и ближайших родственниках, а пятую графу… это потом. Родители. Про маму Аврама, к сожалению, достоверные сведения не сохранились. По крайней мере, в Торе имя её не упоминается. Правда, из Талмуда (трактат Бава Батра; вообще-то это вроде гражданского кодекса, поскольку определяет права и обязанности человека как владельца собственности) известно, что первой женой Тераха (Фарры) была Амтелаи. Когда Тераху было 70 лет, Амтелаи родила ему первенeца, которого назвали Аврамом. Так в Талмуде. Ну а в вавилонских клинописных табличках встречается древнехалдейское имя Аматсула. Поэтому, поборов сомнения, запишем, в конце концов в четвёртую графу анкеты Авраама так: отец Фарра (Террах), мать Амтелаи (Аматсула). Ну и сразу заметим, что, как было сказано,  Фарре, когда у него родился первенец, было 70 лет, а Аврам, как мы выясним сегодня к концу нашей беседы, прожил 175 лет. Такие преклонные года у читающих Тору часто вызывают вопросы, ведь в родословной праотцов встречаются возрста и покруче: и 400 лет, и 500 лет. У кого-то это вызывает благоговение, а у кого-то, повторюсь вопросы. Я здесь объяснять эту странность не стану, поскольку есть уже прекрасное объяснение Станислава Яржембовского в его статье «Сколько лет жил Мафусаил?». Вы всегда можете эту статью прочитать. Она опубликована на сайте «Круг интересов» в разделе «Религия».

Так вот, в отношении матери Аврама сведения имеются только косвенные. Вообще в Торе до Аврама родословные выстраиваются в основном по мужской линии.

 

Помню по этому поводу один анекдот, который когда-то рассказывал мой папа. Он в детстве учился в хедере… да, всего лишь в хедере, но содержание Торы знал прилично. Анекдот же в его устах звучал примерно так:

«… Рагав родил Серуха, Серух родил Нахора, Нахор родил Фарру, Фарра родил Аврама, а Аврам, поскольку со Всевышним у него были довольно доверительные отношения, возопил к Господу: Господи, ну скільки можна?! Скильки можна?! Нехай вiдтепер бабы рожають!»

Ну вот с тех пор… да. Так вот, отца Аврама, значит, звали Фарра, и было у Фарры три сына (дальнейшего продолжения в стиле русской народной сказки не ждите. Здесь всё по-серьёзному).  Было у Фарры три сына: Аврам, Нахор и Аран. У Арана ещё сын был по имени Лот, который, стало быть, Авраму приходился племянником. Из прошлой (апрельской) беседы вы, наверное, помните что потом с этим Лотом и его семьёй приключилось. Ну вот, и с четвёртой графой анкеты мы вроде бы тоже разобрались, и пора приступить к пятой графе. Что это за графа, вам объяснять, конечно, же не нужно. Над этой графой у многих из нас в своё время зависала в руке наша вставочка с пёрышком 11-й номер (помните ещё такие вставочки с пёрышками?), зависала вставочка, и с пёрышка могла на анкету капнуть чернильная клякса. А , вообще-то, чего задумываться-то было? Вон, академик Зельдович, говорят, в этой графе написал просто, коротко и ясно: «ДА».

Ну, что касается Аврама, то в его родословной, в седьмом от него колене был предок по имени Евер, о котором у нас с вами будет ещё отдельный разговор.  Так вот по одной из версий считается, что как раз от имени этого предка Евера (правнука Сима, между прочим, сына Ноя) от Евера и пошло название племени иври́ и, соответственно, языка иврит. Есть, правда, и другие версии. Например, такая, что слово ‏עברי‏‎ [иври́] происходит от существительного עבר [э́вер] — «та сторона». Например, район Тель-Авива עבר הירקון [эвер ха-яркон] — «та сторона Яркона, Заярконье, так сказать, ну почти как Замоскворечье». Итак, если Эвер – та сторона, то, следовательно, «иври» — это прилагательное «потусторонний» либо «заречный», то есть «пришелец с той стороны реки. Имеется в виду река Евфрат». Существует также версия происхождения этнонима «иври» от названия группы племён хабиру. Однако современные исследования в области генетики привели к выводу о том, что первичный носитель гаплогруппы R1b жил примерно 5 тысяч лет назад. Исходя из возраста Авраама, приведённого к сегодняшнему дню (3836 лет),  учитывая продолжительность жизни библейских персонажей, предок Авраама в седьмом от него поколении мог как раз являться таким первичным носителем гаплогруппы R1b. Поэтому из трёх названных версий происхождения этнонима "евреи" версия, связанная с именем Евера представляется наиболее вероятной.   Но как ни крути, какую версию ни принимай, но в пятой графе у Аврама всё равно получится еврей. Так что мы, евреи, начинаемся от Авраама или, если хотите, от Евера, правнука Сима и праправнука Ноя.

По поводу Евера я вам обещал отдельный разговор. Приступая к этому разговору, напомню ещё раз, что Ур Халдейский – родина Авраама -  находится на территории древнего Вавилонского царства, а древняя столица этого царства, сам великий город Вавилон, находится в 90 километрах к югу от нынешней столицы Ирака – Багдада.

 

На этой гугловской карте Вавилон обозначен, правда, как «Развалины Вавилона». Ну, сегодня так оно и есть. От древнего Вавилона остались, действительно, одни руины. Но в древности, в XX - XIX веках (до новой эры, конечно) это был великий город, первый в истории человечества мегаполис. И, наверное, первое, что приходит на ум, когда мы слышим его название - Вавилон - это, конечно же, Вавилонская башня. История о Вавилонской башне была записана ещё во времена Ассирийского царства, но до сих пор эта история с точки зрения современной науки считается не более достоверной, нежели история Атлантиды, о которой мы с вами беседовали во время нашей мартовской встречи. Поскольку археологам пока что не удалось найти никаких подтверждений тому, что именно Вавилонская башня когда-то существовала или даже строилась, легенда о ней остаётся в научном дискурсе таким же мифом, как висячие сады Семирамиды и остаётся предметом изучения лишь специалистами по древней мифологии. Хотя с другой стороны та же официальная современная наука не отрицает того факта, что в древней Месопотамии существовала традиция строительства высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами.

 

Зиккурат Этеменанки

Да что там в Месопотамии! Мания строительства высотных сооружений преследовала и египтян, возводивших гигантские пирамиды, ...

 

... и индейцев майя, и другие народы:

 

Даже в наше время эта мания многим покоя не даёт. Когда-то США лидировали в строительстве небоскрёбов. Лет этак 70 рекорд держал Empire State Building.

 

А в нынешнем столетии их по всему миру уже больше полусотни понастроили. Башню Бурдж-Халифа в Дубае, ...

 

... правда, ещё никто не переплюнул (829,8 метра), но – стремятся. Даже в Питере: мало Газпрому одного Лахта-центра – самого высокого небоскрёба в Европе (462 метра), ...

 

... так вознамерились второй Лахта-центр строить – 700 метров – второй в мире по высоте после Бурдж Халифа, чтобы классическую панораму Санкт-Петербурга всё-таки испортить!

Ну, это я несколько отклонился от темы. Извините. Вернёмся к вавилонским зиккуратам.

 

Вершины зиккуратов служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений. Самый высокий зиккурат (высотой 91 м, одна прямоугольная ступень и семь спиральных — всего 8) находился именно в Вавилоне. Он назывался, напомню, Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землёю». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она существовала, по крайней мере, во время правления Хаммурапи (1792—1750 годы до н. э.). В Вавилоне было немало зиккуратов разной высоты и любой из них, особенно тот же Этеменанки как раз мог быть той самой Вавилонской башней. Поэтому категорическое отрицание реального существования Вавилонской башни вызывает недоумение. Вавилонская башня, её строительство многие столетия будоражила умы мудрецов и вдохновляла живописцев.

 

Среди последних особой популярностью, наверное, пользуется фламандец Питер Брейгель старший. Этому художнику и его творчеству можно было бы посвятить отдельный весьма увлекательный доклад, и я надеюсь, что когда-нибудь мы это сделаем.

В библейских же текстах и, прежде всего, в 11 главе книги Берешит этой самой Вавилонской башне придаётся особое сакральное значение. Смысл библейского предания сводится к тому, что после Великого Потопа люди захотели создать такое высокое сооружение, которое воды будущего потопа не могли бы достичь. То есть в этом намерении уже усматривается попытка противодействовать воле Всевышнего. Но на этом люди не останавливаются. В Иудейских древностях Иосифа Флавия говорится, что строительство башни возглавил вавилонский царь Нимрод, который ставил своей целью вообще возвыситься выше Создателя и свергнуть его власть.

 

Всевышний, увидев возводимую в небеса башню, не мог допустить такой дерзости от людей и решил положить конец их деянию. В скором времени строительство города и башни заметно замедлилось, а позже и вовсе приостановилось. Главная причина крылась в том, что Всевышний смешал их языки, чтобы строители перестали понимать друг друга. Непонимание и заставило людей расселиться по всему миру. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление разноязычия после Всемирного потопа.

В различных легендах акцентируется внимание на образе царя Нимрода, как тирана и богоборца. Вот он на картине Питера Брейгеля во главе, так сказать, приёмной комиссии.

 

Правда, изобразил его художник сильно похожим на Карла пятого - императора Священной Римской империи. Почему? Ну, это совсем другая тема, не будем отвлекаться.

Нимроду же приписывается не только строительство Вавилонской башни, но и преследования Авраама, крайняя жестокость, идолопоклонство, соперничество с Богом. По поводу преследования Авраама это, конечно некоторая абстракция, поскольку Авраама от Нимрода отделяет семь поколений, но (!) современником Нимрода является Евер – предок Авраама. Давайте взглянем ещё раз на родословную Авраама:

 

Нимрод по родословию, приведённому в книге Берешит, это сын Хуша и внук Хама – гигант ростом, страшен и звероподобен ликом, обладавший невероятной, нечеловеческой физической силой, непобедимый зверолов, перед которым даже свирепые хищники падали ниц от одного его взгляда. В некоторых источниках его отождествляют с аккадским богом Мардуком. А Евер, как уже говорилось, правнук Сима. Надо ли напомнить, что Сим, Хам и Иафет – это три сына Ноя, построившие вместе с отцом ковчег, на котором они спаслись от Потопа? Так вот Евер – единственный из рода Сима, который отказался участвовать в строительстве Вавилонской башни. Причём отказался категорически и принципиально по идеологическим соображениям. Он считал святотатством и богохульством участвовать в недвусмысленном покушении на власть Всевышнего. Понятно, что Нимрод проклял Евера и всех его потомков до седьмого колена, а посему настигли репрессии и Фарру и самого Аврама. По одной из версий именно преследования семьи Фарры побуждает его покинуть Ур Халдейский.

Учёные библеисты и историки на основании анализа многочисленных источников излагают историю исхода рода Фарры из Ура более обстоятельно и реалистически. Прежде всего в исследованиях обращается внимание на семью Фарры накануне исхода.

 Уже в схеме родословной мы видим, что от Фарры исходят четыре ветви, обозначенные сплошными линиями. Ну с тремя сыновьями всё ясно, мы о них уже говорили, но четвёртая сплошная линия обозначает нисходящую прямую ветвь от Фарры к Саре, то есть она, Сара, является дочерью Фарры и, следовательно, единокровной сестрой Аврама. Но матери у Аврама и Сары разные. И это очень важно в том смысле, что они хоть и близкие родственники, но не единоутробные. И это считается достаточным основанием для заключения брака Аврама с Сарой, что в будущем (когда они станут мужем и женой) снижало вероятность генетического сбоя и соответствующих заболеваний у их потомков.

Имя Сара означает «княгиня своего народа, принцесса», а имя дочери Арана – Милка - «царственная». В те времена такими именами простолюдины не пользовались, имена давали в соответствии с положением в обществе, только женщина знатного рода могла носить такое имя. То есть Сара была принцессой, а после замужества должна впоследствии стать царицей своего рода, а её муж Аврам – царём, поскольку он – первенец у Фарры.

То, что Аврам и Нахор взяли себе в жёны: один  сестру (Сару), а другой племянницу (Милку, дочь Арана), в этом  нет ничего необычного - родственные браки в то время были обычным делом. Аран же умер довольно рано, не пережив своего отца, оставив после себя сына Лота. Браки между династиями были возможны, если главы родов договаривались об объединении, и приветствовались в том случае, если род невесты был по статусу равным или выше рода жениха.

Семья Фарры имела огромное духовное и политическое значение в Уре, их слово было весомым и в Шумере, и за его пределами. Они были соправителями и жрецами Ура и принимали непосредственное участие в управлении государством. Короче говоря, семья Фарры принадлежала к высшему сословию того общества.

Исход из Ура халдейского под предводительством Фарры был приблизительно в 2000 году до н.э. При этом возникает вопрос: почему семья Фарры ушла из Ура? В мифическом ли преследовании царём Нимродом причина этого исхода или в чём-то более реалистическом?

Если посмотреть на политическую ситуацию, сложившуюся к концу III тысячелетия до н.э. в Шумере, во время правления последнего царя третьей династии Ура Ибби-Суэна, то увидим, что страна в этот момент, образно говоря, билась в предсмертной агонии. Вот, смотрите:

 

Племена амореев полностью взяли под контроль Северный Шумер и вторглись в Южный Шумер. Эламиты подняли бунт и вторглись в Шумер с востока: они захватывают все юго-восточные города Шумера. Последними держались города на юге у самого побережья Персидского залива: Лагаш, Урук, Ларса, Ур и Эриду.

Если амореи – это довольно цивилизованный народ, и их экспансия не грозит шумерам ни геноцидом ни угнетением, а оставляет надежду как-то договариваться и возможно рассчитывать на какую-то автономию под их владычеством, то эламиты – это бунтари, террористы и мстители за многолетнее их угнетение шумерами.

Если семья Фарры была у власти в Уре, то они наверняка принимали участие в военных и карательных походах против Элама, а это означает, что на милость от эламитов они рассчитывать  не могли.

Что должен сделать глава семьи в такой ситуации? Если не покинуть Ур, вся семья погибнет. Можно было отойти в Эриду, но это совсем рядом и только отсрочило бы неизбежное, означало бы позволить загнать себя в угол. Места для манёвра у них там не было. Выбор был невелик. С Востока самый беспощадный противник - эламиты, на севере амореи, а на западе безводная Аравийская пустыня, там - верная гибель. Из трёх зол Фарра выбирает наименьшее. Он ведёт караван на Север, вдоль реки Евфрат, через земли, контролируемые амореями.

Здесь им пришлось проявлять искусство дипломатии, так как дорогу на север приходилось прокладывать путём заключения союзов, договоров, откупов и подкупов, избегая вооружённых стычек.

 

Итак, Фарра с Аврамом и всей семьёй уходят из Ура, цель их путешествия -  Ханаан. Самый короткий путь в Ханаан лежит через Мари, затем на Фадмор - Дамаск. Но вместо этого Фарра ведёт семью в Харран, отклоняясь от кратчайшего маршрута и делая крюк километров в 600.

Причин для такого решения могло быть много, но маршрут был выбран не случайно. Ведь в нашем понятии семья - это несколько человек. А в то время семья - это род, община, состоящая из нескольких десятков людей, а в случае с семьёй Фарры это несколько сотен.

Переселение сегодня даже небольшого количества людей, на малое расстояние,  и то требует организованности и материальных затрат. Здесь же нужно было переселить сотни людей на тысячу километров по враждебной территории.

Это вам не роту солдат провести скрытым маршем, это куда сложнее. Это был гражданский караван, в нём находились дети, женщины, старики, вьючные животные, стада коз и овец. С таким количеством людей и животных нужно, чтобы на всем протяжении маршрута рядом была вода и пастбища для скота.

 

Из Мари, Фарра отправляет богатую дипломатическо-торговую экспедицию в Ханаан. Цель экспедиции - заключение договоров с ханаанскими царями и покупка земли для проживания его народа.

Сам Фарра, с большим отрядом воинов для охраны каравана и обоза, отправился в Харран. Перед этим в Мари Фарра намеренно раскрывает конечную цель своего путешествия, сбивая возможных преследователей со следа: они ведь наверняка пойдут на Дамаск. Фарра же уводит своих людей в Харран, где двенадцать лет будет жить, и ждать вестей от своей экспедиции, отправленной в Ханаан. При этом Фарра не заходит в сам Харран, он разбивает лагерь с северной стороны, в нескольких километрах от города.

В Харране Фарра, прожив 12 лет, заболел и через некоторое время скончался. Аврам становится главой семьи. Лишь после смерти Фарры, возвращаются послы дамаской экспедиции. Они приносят  хорошие вести - путь в Ханаан открыт, и Аврам со своим народом идёт в земли, указанные ему Господом. Впереди, как мы знаем с вами из священного писания, его ждало явление ему Господа у дубравы Мамре в Ханаане.

Здесь уместно напомнить, что Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как родоначальник еврейского народа, но и как провозвестник монотеизма, который принёс людям веру в Единого невидимого Бога — творца земли и неба и владыки мира. Тем не менее, в тексте Торы нигде не упоминается о том, что Авраам провозгласил веру в Единого Бога впервые. Еврейские комментаторы подчёркивают, что, хотя лично для Авраама эта вера стала действительно открытием чего-то нового, причём открытием, которое он осознал ещё в раннем детстве, однако объективно — это было восстановлением заново очень старой и почти забытой истины, которая была известна Адаму, Ноаху (Ною) и его потомкам Шему (Симу) и Эверу (Еверу). Тем самым Авраам действительно выдвигал нечто совершенно новое для того общества, в котором жил, призывая возвратиться к Единому Богу, возродить веру далёкого прошлого. Одно из доказательств того, что вера в Единого Бога уже существовала во времена Авраама, содержится в самой Торе: это рассказ о встрече с Мелхиседеком, царём Салима (т.е. Иерусалима), «священником Бога Всевышнего», но об этой встрече речь у нас будет ещё впереди.

Итак, дипломатическая экспедиция, которую Фарра отправил в Ханаан и возвращения которой сам он не дождался, всё-таки прибывает в Харран. И теперь Аврам на правах старшего, на правах царя поднимает свою ещё  более умножившуюся семью в новый дальний поход. Кстати, почему именно Ханаан был выбран Фаррой для будущего постоянного места жительства (пмж) его рода, да и самим Всевышним Ханаан указан Аврааму? Дело в том, что тот регион, который сегодня мы называем Ближним Востоком, не так уж богат был плодородными землями, и всё же значительные территории в этом отношении были благоприятны. Они очерчиваются естественными границами, которые образуют так называемый плодородный полумесяц.

 

Это земли, раскинувшиеся в форме полумесяца от Персидского залива вдоль рек Тигр и Евфрат до Армянского нагорья, затем на юго-запад через Ханаан до дельты Нила, оттуда на юг, охватывая всю плодородную долину нижнего течения Нила.

В Месопотамской части полумесяца, семью Аврама ждала смерть или рабство, в Египетской части полумесяца полное подчинение фараону. Аврам больше всего любил своего Бога, свободу и независимость, которую Бог дал ему и его народу, а в Египте пришлось бы, поклонятся чужим богам.

Ханаан был единственным безопасным местом на всей территории Плодородного полумесяца, клочком земли, максимально удалённым от его врагов и достаточно удалённой от египетского фараона. Ханаан на то время был приграничной территорией Египета, значит нужно было всё-таки ехать к фараону. Если Авраму удастся заключить союз с фараоном, то в случае нападения эламитов, он обеспечит себе надежный тыл и сможет отойти в Египет.

 

Это уже чистой воды стратегия. Аврам был отличным дипломатом, стратегом, полководцем, спас сотни людей от смертельной опасности, проведя их скрытно от врага по чужой территории, от Ура до Харрана с отцом, от Харрана до Ханаана уже сам, договорился с ханаанскими общинами о проживании его народа в земле ханаанской; следуя Завету привёл свой народ в Землю обетованную.

По приходу в Ханаан Аврам ставит жертвенник в Вефиле, тем самым заявляя права на данную территорию. Иной власти на эту землю у Аврама не было, кроме той, что дал ему его Бог.

И всё же момент прибытия в Ханаан был не самым благоприятным. Там в это время как раз начался голод, и Аврам, как сообщает нам Тора, «…спустился в Египет, чтобы временно пожить там». Но, судя по библейским описаниям дальнейших событий, можно догадываться, что дело было не только в голоде. Поход в Египет, вероятно, уже заранее предполагался Аврамом для решения важных политических вопросов. Ему важно было заручиться поддержкой фараона для легитимного заселения территории, находящейся под юрисдикцией египетских властей, а также и для военной защиты от возможной внешней агрессии, в частности, эламитов. Конечно, он мог просить аудиенции у кого-то из местных номархов (т.е. губернаторов). Но тогда он мог бы в лучшем случае получить для своего народа статус подданных фараона, что в планы Аврама никак не входило. Аврам рассчитывал на определённый суверенитет и взаимовыгодные договорные отношения с центральной властью. Ему нужно было иметь законное право проживать со свои народом на данной территории: исповедовать свою религию, справлять ритуалы, обряды, вести торговлю, выращивать скот, заниматься земледелием, заключать экономические и политические соглашения. Но с чего это, спросите вы, фараон-то должен был принять Аврама не как какого-то пастуха, забредшего в его владения, а как едва ли не равноправного монарха? Причина того, что фараон в конце концов так и принял Аврама, остаётся большой загадкой. На какую-то тайну, связанную с какими-то артефактами, имевшимися в Месопотамии, туманно намекают разрозненные сведения из глиняных клинописных вавилонских табличек. Что принёс Аврам из Месопотамии? Какие-то тайные знания? Реликвии? Артефакты - «Божественные Ме»? Что-то такое, что невозможно было просто брутально отобрать. Что это было, мы не знаем. Но чтобы это не было, ЭТО заинтересовало фараона настолько, что он принимает Аврама  лично.

 

И не только принимает, но и положительно решает все политические вопросы, поставленные Аврамом. Хотя принять такое решение фараону было очень не просто. Дабы не потерять повиновения и поддержки провинциального звена управления, ему надо было выполнить всё по закону.

И тут вступает в действие довольно странная манипуляция, в которую оказывается замешанной жена Аврама Сара. В главе 12 книги Берешит читаем:

 

Ну, то, что Сара приходится Авраму не только женой, но и сестрой, мы с вами знаем, что Аврам здесь не грешит против истины. Читаем дальше:

 

А после этого:

 

Что же получается? Вся эта история выставляет фараона вроде как простофилей. Смотрите: на его земле поселились без спроса, то есть захватили территорию, его обманули, оскорбили, а в ответ  он не просто отпустил оскорбившего, а ещё и наградил его. К тому же он ведь взял Сару в свой гарем. Согласно Торе, Саре было тогда 65 лет. Для чего фараону брать в гарем старую женщину? Ведь потешаться над ним будут. Впрочем, по другим подсчётам Саре было 22 года. Так что с этим не так всё однозначно.

Что касается Аврама, то при всех его достоинствах, в этой истории он выглядит, кажется, достаточно глупо. Опять же смотрите: пришёл на чужую территорию, обманул правителя, оскорбил его своими действиями, после этого было бы довольно наивно рассчитывать на то, что тебе дадут землю и одарят подарками. В то время и за меньшее оскорбление фараона, который является воплощением бога Ра, полагалась смертная казнь. При таких обстоятельствах нельзя было рассчитывать даже на помилование. В данном случае, Аврама бы казнили, его имущество было бы конфисковано, а его люди попали бы в рабство. Но! Вопреки всему Аврам получает землю, причём не на правах арендатора, а на правах суверена.

 

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что скорее всего, это было дипломатическое соглашение, удовлетворявшее обе стороны.

Фараон просто так не мог раздавать территории кому попало. Его решения должны были быть законными. Он мог наделить землёй родственника, царедворца. Но наделить землёй чужеземца, без обоснования он не мог, так как номархи и местные  вассалы были бы недовольны. Но как иноземца можно выдать за преданного вассала или за родственника? А через Сару! И вот поэтому фараон берёт её в гарем. Аврам во время пребывания в Египте живёт в Цоане, летней резиденции фараона. Как родственник (брат Сары), там он встречается с фараоном и, видимо, во время встреч, передаёт ему что-то или делится тайными знаниями шумерской цивилизации. После того, как знания или ещё что-то было передано фараону, наступает вторая фаза договора - фараон должен приблизить Аврама и наделить его землёй и регалиями.

 

На востоке в редких случаях правители в качестве награды дарили наложницу из своего гарема преданному вассалу, и это было наивысшей наградой, это было больше, чем награда, таким образом, правитель показывал всем, что он относится к данному человеку как к брату. Фараон отдаёт Авраму в жёны Сару, как вассалу, наделённому наивысшей милостью фараона. Так это выглядит для окружающих. Аврам получает официальное разрешение на землю, на ту территорию, где он поставил жертвенник. Фараон получает то, что ему было нужно от Аврама и даёт Авраму то, что тот просил. При этом фараон не дал повода номархам для сплетен и волнения. В результате дипломатической игры был заключён договор, из которого следовало, что всё, что Аврам имел, он получил через Сару и его народ селится в «Земле обетованной» благодаря этому договору. Вероятнее всего, фараон одарил и Сару щедрыми подарками в виде приданого, но это было только её имущество, Аврам не мог разбогатеть через него, так как он не мог им владеть. Дело в том, что по шумерским законам жена имела право на своё персональное имущество и даже рабы, принадлежащие жене, не подчинялись мужу без её разрешения. Фараон разрешил Саре забрать из гарема рабов, которые ей принадлежали по статусу. Среди рабов была и её служанка Агарь. Именно Сара отдаст потом Агарь Авраму, а не он возьмёт её сам. Охрана северных и восточных границ Египетского государства, это тоже было частью договора между Аврамом и фараоном. Это ещё одна из причин, встречи Аврама с фараоном: получить разрешение держать возле себя вооружённый отряд.

Аврам прекрасно понимал, что те, кто его преследуют, в покое его не оставят, Дамасская экспедиция вместе с хорошими вестями принесла ещё в Харран известие и о том, что Аврама в Ханаане ищут эламиты. Казалось, эламитам пора уже забыть об Авраме и его семье. Ну, убежали и убежали! Город Ур, да и весь Южный Шумер эламиты заняли, чего ещё-то?! Так ведь нет же! Видно знали эламиты, что Фарра и Аврам унесли с собой из Ура что-то такое, такое претакое, что из-за этого ТАКОГО-ПРЕТАКОГО имело смысл Аврама искать и ловить.

Видимо для царя Элама – Кедорлаомера то НЕЧТО, что Фарра с Аврамом вывезли из Ура, было так же чрезвычайно важно, как и для египетского фараона Ментухотепа III, который ради этого НЕЧТО отважился на невероятную авантюру.

 

Эту карту мы с вами уже рассматривали. На ней был красными стрелками нанесён тогда маршрут Фарры с семьёй от Ура до Харрана. Здесь мы видим уже продолжение этого маршрута под предводительством Аврама из Харрана в Ханаан, далее в Египет и обратно в Ханаан. А вот чёрными стрелками здесь показаны маршруты эламских военных экспедиций.

 Зная конечный пункт похода Аврама – Ханаан, царь Элама Кедорлаомер двенадцать лет подряд снаряжает ежегодные военные экспедиции, они каждый раз прочёсывают восточный Ханаан, в поисках Аврама, грабя мимоходом пограничные города царей Сирийской пустыни и Иорданской долины. Благодаря распространённой ещё Фаррой дезинформации, эламиты безуспешно но упорно  искали их в Ханаане.

Наверное, цель того стоила. Ну, то, что этих ежегодных походов было ровно 12, вызывает ассоциацию с 12-ю годами пребывания Фарры и Аврама с семьёй в Харране. Похоже, что это просто сакральное число 12, так же как и число 40, каковые нередко встречаются не только в библейских текстах, но и мифах и преданиях многих народов мира.

 Если вы помните одну из наших бесед,  в которой излагалась концепция Грэма Хэнкока, то вспомните также и то, что эти числа математически связаны с периодом прецессии земной оси. И Хэнкок считает, что эти числа специально заложены в мифы, чтобы они оставались в памяти человечества независимо от вида и состояния внешних носителей информации.

С возрастом персонажей у нас с вами тоже уже возникали вопросы. Последний раз вот только что, когда Сару, 65-летнюю красавицу, забирают в гарем Фараона. Авраму здесь уже 75, Сара родит ему первенца, когда ей будет 90, а самому Авраму будет 100. Насчёт таких возрастов великолепное объяснение, как я уже говорил, содержится в статье Станислава Яржембовского.

А Авраму с эламитами всё же пришлось сразиться. Силы были отчаянно неравны.

 

Армия эламитов насчитывала 10000 воинов, а у Аврама всего-навсего 318 человек, то есть примерно один батальон против 10-тысячной армии. Как вы считаете, можно ли при таком соотношении одержать победу? Нечто подобное было полторы тысячи лет спустя в битве при Гавгамелах, где войска персидского царя Дария превышали армию Александра Македонского в 10 раз, но Александр одержал блистательную победу. Здесь же армия эламитов превосходила отряд Аврама в 30 с лишним раз. Но Аврам разработал гениальную многоходовочку. После того как Авраам заключил договор с фараоном, он «уходит» из Египта и расстаётся, как бы «ссорится» с Лотом. Как бы. В 13-й главе книги Берешит читаем:

 

Расставшись с Лотом, Аврам занимает выгодную позицию.

 

Здесь карта у нас для удобства пользования повёрнута на 90 градусов: внизу у нас не Юг, а Восток, а наверху, соответственно – Запад.   Аврам ставит свой лагерь на перевале (он на карте обозначен цифрой 2) в Хевроне,  а в городке Эйн-Геди  (он на карте обозначен цифрой 3), он ставит ложный лагерь. Так что устраивавшиеся во время Великой Отечественной войны ложные аэродромы (помните, в фильме "Беспокойное хозяйство": "чучелё, чучелё, ты меня подвелё") для введения в заблуждение противника - это была идея, заимствованная ещё у Авраама.

 

Так это место выглядело во времена Авраама (Фото спецкорреспондента Агентства "Машина времени")

 

Теперь примерно на месте бывшего ложного лагеря Авраама построен  настоящий, не ложный комплекс отелей Мёртвого моря.

Местонахождение же Лота было крайне неудобно для защиты. Лот раскинул свои шатры в окрестности городов Содома и Гоморры, на восточном берегу Мёртвого моря, у границы Египетского Царства. К тому моменту эти города там ещё существовали. Пока.

 

Кедорлаомер не знал о "ссоре" между Аврамом и Лотом, его шпионы докладывали о том, что Лот везде следует за Аврамом, где Аврам там и Лот, а где Лот там и Аврам. Возможно, так называемая "ссора" с Лотом была военной хитростью Аврама, ведь Лоту он отдал равнину, где вдоволь корма для скота (на карте ниже цифра 4), а сам селится в горной местности, где выпас скота затруднён (цифра 1). Но угодья Лота находятся в непосредственной близости от так называемой Царской дороги, именно по ней проходит ежегодный маршрут эламской военной экспедиции, и Аврам не мог этого не знать.

 

Эламиты, продвигаясь по привычному маршруту, то есть по Царской дороге, неожиданно сталкиваются в долине Сиддим с ожесточённым вооружённым сопротивлением местных племён. Пять местных царей выступили против Кедорлаомера.

 

Неся довольно тяжёлые потери, армия эламитов всё же одолевает противника и, взяв всё имущество Содома и Гоморры,  а также и Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, забирает в плен и всех его домочадцев, и всё его имущество, хоть и изрядно потрёпанная, но отягощённая богатой добычей, продолжает свой поход.

 

Лота с семьёй Кедорлаомер захватил, но Аврама рядом с Лотом нет. Кедорлаомер узнает о лагере в Эйн-Геди, и принимает решение атаковать его, будучи уверенным, что там-то он Аврама точно захватит. Но атаковать он решает не всем корпусом, так как это территория, подконтрольная Египту, и там его могут ждать войска фараона. Он отправляет в Эйн-Геди небольшой, но отборный отряд, этакий спецназ, способный без особого шума, не привлекая внимания войск фараона, справиться с малочисленной охраной Аврама и захватить его в плен. А сам Кедорлаомер следует параллельным курсом, вдоль восточного берега Мёртвого моря. Но лагерь в Эйн-Геди оказался пустышкой, Аврама и там нет! Неудача не огорчила Кедорлаомера, так как у него был Лот, он знал, что Аврам не оставит родственника в беде и попытается его вызволить. Началась ловля на живца, Кедорлаомер надеялся выманить и пленить Аврама. Рассчитал он точно, только недооценил талант Аврама как полководца. Посмотрим на карту ещё раз.

 

Аврам во главе своего боевого отряда из 318 человек скрытно идёт по пятам уходящей армии противника, выжидая удобного случая для нападения. Возле города Дан (цифра 5), Аврам ночью без шума нападает на арьергард противника, охранявший обоз. В ночной атаке разбивает арьергард, освобождает Лота, всех пленных и уводит обоз с награбленным. Успех ночной атаки обеспечен тем, что утомлённое длинным переходом охранение арьергарда, ослабившее бдительность, было не в состоянии в темноте определить численность нападавшего противника и тем самым было деморализовано и, как следствие,  потерпело поражение и было практически полностью вырезано. В связи с этим Кедорлаомер ещё долго не имел информации о разгроме своего арьергарда.

После поражения арьергарда, Кедорлаомер почему-то не разворачивает свои войска, не пытается вернуть трофеи и захватить Аврама. Интересно, почему? Ведь местные цари повержены, и теперь в Ханаане ему никто не противостоит. Но Кедорлаомер ретируется, он отказывается от своих попыток завладеть тем, зачем охотился двенадцать лет. В чём же дело? Кедорлаомер понял, что Аврама ему не достать, так как тот находится под защитой фараона. Но не нужно исключать и возможность другого развития событий, при которых Аврам, отбив Лота, встречается с Кедорлаомером, заключает с ним сделку и передаёт ему один из артефактов, вот то самое НЕЧТО, за которым Кедорлаомер охотился. Видимо артефактов было несколько, так как Аврам один отдал фараону, другой Кедорлаомеру и, как минимум, один оставил для своего народа. Возможно, поэтому набеги и охота за Аврамом прекратилась.

Интересно то, что спустя год после того как артефакты были отданы, умирают три царя, имевших отношение к этой истории: фараон Ментухотеп III , Ишби-Эрра (царь государства Исин в Междуречье, вассалом которого являлся Кедорлаомер) и сам Кедорлаомер.

Победа Аврама была настоящим чудом. Он, Аврам, нанес ощутимый удар врагу, и принёс мир и спокойствие в регион.

По возвращению, Аврама благословляет Мелхиседек - священник Бога Всевышнего и царь Салима (то есть Иерусалима).

 

Мелхиседек вышел к Авраму навстречу с хлебом и вином, благословил его и принял от него десятую часть всей отнятой у врага добычи. Этот акт подтверждает особый статус Мелхиседека как первосвященника и является, как уже говорилось ранее, одним из доказательств того, что вера в Единого Бога уже существовала во времена Авраама, и он выполнил свой долг по возрождению этой древней веры.

Образ Мелхиседека так таинственен, как по отношению к своему лицу, так и к своему служению, что на этот счёт существует множество разнообразных мнений. По позднейшему еврейскому преданию, это был Сим, сын Ноя, который мог жить одновременно со всеми своими потомками от Евера до Авраама и ещё 150 лет одновременно с Авраамом.

После благословения Милхисидека впереди Аврама ждало явление ему Господа в дубраве Мамре, божественное благословение, завет и обещание Всевышнего произвести от него многочисленный народ, изменение имени его самого с Аврама на Авраама и Сары на Сарру, чудо рождения от 100-летнего Авраама и 90-летней Сарры Исаака, тяжелейшее испытание преданности Авраама Всевышнему…

Но ограниченность во времени заставляет меня прервать на этом дозволенные мне речи в надежде на то, что эта встреча у нас с вами не последняя, и мы ещё сумеем обсудить с вами и эти и многие другие притягивающие нас к себе тайны в рамках нашего проекта, который так и называется: "Притяжение тайны".

           Комментарии

Отправка формы…

На сервере произошла ошибка.

Форма получена.

Ваш комментарий появится здесь после модерации
Ваш электронный адрес не будет опубликован

Знать всё о немногом и немного обо всём

Коммерческое использование материалов сайта без согласия авторов запрещено! При некоммерческом использовании обязательна активная ссылка на сайт: www.kruginteresov.com