РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ

Круг интересов

КАРТА САЙТА

                                                                      Др. Зеэв Ицхар

                                   учредитель израильского Форума
                                        „За гражданскую солидарность“

курдистан, палестина
и израиль

Геополитическая история

 

 25.07.2024

курдистан

 

Двух с половиной тысячелетняя история курдского народа заслуживает многотомной монографии. В небольшой статье возможно обозначить только контуры.

 

Курды, наряду с евреями, ассирийцами и арабами, являются древнейшим из ныне существующих народов Ближнего Востока. Первые упоминания о курдах, как народе, восходят к VI веку до новой эры. Курдов объединяет общее происхождение, язык и компактность проживания, главным образом в Ираке, Турции, Сирии, Иране.  Однако, самым главным является общее национальное самосознание, несмотря на многочисленные попытки, особенно в XX веке и в наши дни, насильственной культурной ассимиляции в странах их компактного проживания. Особенно в Турции. (Политика хорошо знакомая бывшим советским евреям). Численность курдов в мире оценивается от 30 до 45 миллионов человек. Религия - в основном суннитский ислам (есть небольшое количество шиитов). Однако, ислам среди курдов никогда не был фанатичным.

 Как религиозные меньшинства представлены езиды, зороастрийцы и христиане. При этом надо отметить, что межрелигиозной нетерпимости среди курдов не отмечалось. Последнее несомненно говорит о религиозной толерантности курдского народа. В политическом плане курдов всегда отличала феодальная раздробленность. На протяжении всей 2,5 тысячелетней истории курдского народа возникали многочисленные королевства, султанаты и эмираты. Вследствие этой раздробленности курдам по сей день не удалось создать сильного единого государства, несмотря на многочисленные попытки в прошлом.

Самым знаменитых курдским султаном был Салах ад Дин (Саладин) - победитель крестоносцев. Даже после крушения османской империи в 1918 году, когда Британия и Франция делили между собой колониальную власть в бывших ближневосточных владениях Османской империи, курдам не было предоставлено самостоятельное государственное образование и их территории были разделены между Турцией, Ираном, Сирией и Ираком. Весь прошедший век прошел в попытках курдов отстоять, по крайней мере, автономию в Ираке, Сирии и Турции. Курдские вожди пытались опереться на соперничающие за влияние на Ближнем Востоке СССР и США, а также на региональную державу - Иран. Однако, благодаря „высшим государственным интересам“, курды были преданы всеми „покровителями“. Перефразируя Пушкина: Их пример другим наука. Вынужденные политические лавирования привели к появлению в богатом словарном запасе курдского языка новых, неслыханных ранее терминов, таких как „демократия“, „социализм“, „политическая партия“, „классовая борьба“, „рабочее движение“ и прочее. Попытки добиться, если уж не государственности, то по крайней мере автономии стоили курдам много крови.

 

Так, за последние десятилетия в Ираке было уничтожено около 400.000 тысяч курдов, в том числе с применением химического оружия, снесено с земли около 1500 курдских деревень. Большинство из этих жертв приходится на время правления Садама Хусейна.

В Турции было уничтожено около 4000 курдских деревень и казнено 18000 курдов. Не менее существенные потери претерпело курдское население  в Сирии и Иране.

 

Отношение к евреям у курдов было всегда лояльным. Евреи, проживавшие веками среди курдских пленен не преследовались. Они сохранили разговорный язык времен второго храма-арамейской. После образования государства Израиль курдские евреи массово репатриировались в еврейское государство. Около 100.000 человек. Когда в 50-е годы начались еврейские погромы в Ираке, большая часть евреев Ирака бежали в безопасный для них курдский регион, откуда Еврейское Агентство (Сохнут)  перевозило их в Израиль.  Отношения курдов к Израилю тоже было дружественным. Известно, что во времена восстания Мустафы Барзани Израиль оказывал курдам в начале 70-х годов прошлого века гуманитарную помощь, в том числе медицинскую (полевые госпитали).

 

 

ПАЛЕСТИНА

 

Название Палестина (точнее, „Сирия палестинская“) географически-административное понятие, было введено римском императором Адрианом во втором веке нашей эры после подавления трёх восстаний еврейского государства против римского владычества. Еврейская государственность была окончательно разрушена и началось планомерное изгнание, точнее вытеснение мятежного еврейского народа из своей страны. Целью переименования было стереть из исторической памяти само название мятежной провинции Иудея. Население еврейского государства на период его разрушения оценивается историками от 2,5  до 5 миллионов человек. Совсем не мало по тем временам, учитывая, что всё население Римской Империи оценивается на тот период приблизительно в 100 миллионов человек.

 

В последующие почти 18 веков на территории „Палестина“ не было создано ни одного независимого государственного образования. За исключением Королевства Крестоносцев  (1099-1291).

 

Некогда многочисленное население еврейского государства постепенно сменилось на арабов на 90-95% принявших ислам и 5- 10% оставшихся верными христианству, которое они восприняли от Византийской империи и крестоносцев. Остатки еврейской общины всё ещё однако оставались в Палестине и обитали главным образом в святых городах, временами даже составляя там большинство, таких как Иерусалим и Цфат, а также в Акко, Рамле, Газе и Ашкелоне. Известно, что еврейское население Иерусалима вместе с мусульманами обороняло Иерусалим от крестоносцев в 1099 году и было вместе перебито. В 1187 году еврейские воины, воюя в рядах мусульман под предводительством султана Салах ад Дина отвоевали у крестоносцев Иерусалим. Это были курдские евреи - подданные курдского султана Салах-ад Дина (Саладина). Были также евреи, оставшиеся в деревнях Галилеи,  которые приняли христианство ещё во времена Византийской империи, а позднее с VII века ислам. Известно, что есть арабские деревни, находящиеся на месте еврейских деревень времен древнего еврейского государства. Говорить об этом с точки зрения современной мусульманской историографии считается non comme il faut (не комильфо), то есть не соответствует хорошему тону. Сейчас другая Аgenda. Но, как говорится, из песни слов не выкинешь.

 

На протяжении веков Палестина переходила из рук в  руки: под властью Римской Империи до 395 года нашей эры; власть византийской империи (395 - 614 год); персидское владычество  (614 по 629); снова Византия (629 – 638); Арабский Халифат (638 по 1099); Королевство Крестоносцев (1099-1291); владычество египетских мамелюков ( 1291-1516); Османская империя (1516-1917); Британскaя колония, точнее мандат Лиги Наций на управление.(1918-1948). В период действия британского мандата в 1922 году был произведён раздел Палестины на две части: Востoчную и Западную. В Восточной части Палестины 25 мая 1946 года в связи с предстоящим ещё тогда окончанием действия британского мандата упреждающим  порядком  уже  была  провозглашена независимость арабского Королевства Трансиордания (с 25 апреля 1949 года Иорданское Хашимитское Королевство) - того самого палестинского арабского государства, создание которого полтора года спустя резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 181 от 29 ноября 1947 года постфактум было включено в план ООН по разделу Палестины.  А в Западной части 14 мая 1948 года (день в день с завершением срока действия британского мандата)  на собрании народных представителей Бен-Гурион провозгласил Декларацию о независимости государства Израиль.  В течение трёх дней эта независимость Израиля была принята международным сообществом в лице ООН сперва де-факто, а затем 17 мая - де юре.  Но с 1948 года и по наши дни идёт практически непрерывная борьба ислама за власть над всей Палестиной. Не признав решение ООН о разделе Палестины и создании независимого еврейского мини-государства на территории западной Палестины, арабские военные формирования, поддержанные сопредельными арабскими странами, напали на новорожденный Израиль и тем самым инициировали затяжной арабо-израильский конфликт, продолжающийся по сей день.

 

израиль

 

Важно отметить, что на протяжении почти 1800 лет после разрушения еврейского государства на этой территории не возникло никакого нового народа, обладающего самостоятельной культурой, языком или национальным самосознанием. Ещё в середине XIX века на всей территории исторической Палестины проживало не более 300 тысяч человек, на 90 - 95%  с мусульманским, иудейским и христианским населением и друзами, а также черкесы и чеченцы, бежавшие в Османскую империю после поражения восстания Шамиля. На начало ХХ века население всей исторической Палестины составляло около 450.000 тысяч человек, включая 50.000 евреев.

 

Этот уникальный исторический факт образно выразил М.Лермонтов в известном стихотворении „Спор“(1840 год): „ Вот у ног Ерусалима Богом сожжена безглагольна и пустынна мёртвая страна.“

Надо отметить, что здесь сходятся две интерпретации еврейской трагедии: христианская-грех распятия Христа и талмудическая „за грехи беспричинной ненависти евреев друг к другу“.  Для желающих углубится в эти размышления рекомендую прочитать (или перечитать) Иосифа Флавия „Иудейская война“ и сравнить с нашими днями. Лично мне, любящему исторические параллели, становится страшно.

В двадцатом веке сионистское движение привело не только к увеличению еврейского населения страны, но и к  модернизации. Отсталая аграрная провинция Османской империи начала превращаться в современное государство. Появились рабочие места, что в свою очередь привело к увеличению арабского населения Палестины за счет трудовой миграции мусульман из нищих сопредельных арабских стран. Всё это привело не к счастливому симбиозу двух семитских народов, о чем мечтали по-европейски либеральные основоположники сионизма, а к войне и ненависти всё более принимающих фанатичные религиозные формы.

 

По данным палестинских источников число погибших палестинцев  с 1948 года по наши дни, включая членов вооруженных формирований  достигли 45.000 человек... Перемещённых лиц (беженцев) палестинская статистика оценивает от 600.000 до 800.000 человек.  В то же время еврейские беженцы от арабских погромов в арабском мире составили так же около 800.000 человек.

 

РЕЗЮМЕ:

 

Если сравнить судьбу древнейшего курдского народа и новоиспечённого, произвольно названного палестинским, народа поражает абсолютная несоразмерность жертв и реакции на них, так называемой „мировой общественности“.

 

Поражает абсолютное равнодушие к праву курдского народа на независимую государственность, при игнорировании факта существования уже более 100 лет Палестинского государства в восточной Палестине. (Полная официальная независимость с мая 1946 года)

 

Отказывая курдскому народу в государственности и одновременно призывая к созданию ещё одного после Иордании и Газы палестинского государства в западной Палестине, абсолютно игнорируется вполне законное опасение, что это мини-государство станет базой всевозможных террористических организаций, типа Хамас в Газе и Хезболла в Ливане и превратится в пороховую бочку не только для еврейского государства, но и для относительно стабильного Палестинского государства – Иордании. Всячески внушается безумная идея, что именно это решит арабо-израильский конфликт и, возможно иранскую угрозу.

 

Остается гадать, где кончается политическая наивность и начинается осознанный злой умысел.

           Комментарии

Кринтер      25.07.2024   22:49    Вот уже 76 лет на территории региона, одного из важнейших с точки зрения геополитической и цивилизационной истории, произвольно названного римским императором Адрианом Палестиной, существует два признанных мировым сообществом государства: арабское и еврейское. Уже существуют ДВА ГОСУДАРСТВА. Реально существует то, за что это же мировое сообщество ведёт отчаянную борьбу, ломясь, как за химерой в открытую дверь. Питательной средой этой кровавой борьбы является мутная субстанция невежества, религиозного фанатизма, кровожадной ненависти, а также ненасытного стяжательства тех сил, которые на этой отравленной почве взращивают и умножают своё богатство, выкармливая своего золотого тельца. Попытка создания ещё одного - двадцать третьего - арабского государства это путь к ликвидации Израиля, последствия которой грозят не только новым гипер-Холокостом, но и полным мировым апокалипсисом.

Отправка формы…

На сервере произошла ошибка.

Форма получена.

Ваш комментарий появится здесь после модерации
Ваш электронный адрес не будет опубликован

Знать всё о немногом и немного обо всём

Коммерческое использование материалов сайта без согласия авторов запрещено! При некоммерческом использовании обязательна активная ссылка на сайт: www.kruginteresov.com