РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ
ТЕАТР И ЕГО ЛЮДИ
свой
Все перед Богом равны, а на деле –
Жид, инородец, и взгляды косые...
Имя меняли своё иудеи
На театральных афишах России.
Знали об этом, мечтая о славе
И оставляя родные пределы,
Мальчики Хаймы, потом Ярославы,
Девочки Двойры, потом Изабеллы.
Клетка оседлости, мрак лихолетий,
Жалкая участь всегда виноватых –
Вот что отринули блудные дети,
В мир лицедейства сбегая когда-то.
Были нужны им терпенье и годы,
Нужен талант был, велик и неистов,
Чтобы щенки театральной породы
Повырастали бы в прим и солистов.
"Браво!" и "бис!", восхищённые взоры,
В личных гримёрках корзины камелий!
(Тщательно прятали антрепренёры
Происхожденье Джульетт и Офелий:
Вредно для публики знать, что кумиры,
Чьи так возвышены речи и лики,
Эти Кречинские-Зигфриды-Лиры
В синагогальные вписаны книги...)
Но на гастролях в глубинку заброшен,
Где-нибудь в Ки́нешме и Таганроге
Звёздный артист вспоминал мамэ-лошн,
Слыша молитву в окне синагоги.
– Останови! – и возница двуколки
Долго дивился заезжему гостю,
К нехристям шедшему в старой ермолке,
Чуждой в соседстве с сигарой и тростью.
Будто бы давнее сделалось ближним,
Будто бы все бенефисы приснились...
Был среди прочих он свой и не лишний,
И потому рядом с ним потеснились.
И в рединготе, английском и длинном,
С их лапсердаками схожем немного:
– Шма, Исраэ́ль... – повторял за раввином
Равный меж равных пред именем Бога.
БАЛЛАДА О НЕКРАСИВОМ АКТЁРЕ
Бывает, что жребий порою ленив,
Что песня не сразу поётся...
Актёр был талантлив, но так некрасив,
Как мало кому достаётся.
То ль в генах какой-то пошёл перекос,
То ль ведьма сыскала в копилке
Невзрачные глазки, бесформенный нос
И раннюю плешь на затылке.
Коллеги, поскольку актёрская рать
Блеснуть остроумием рада,
В курилке шутили: «Чтоб леших играть,
Ему даже грима не надо!»
Театр безжалостен. Он – колесо,
Что мелет и судьбы, и роли.
Актёр некрасивый испробовал всё
В своей театральной юдо́ли.
Безмолвный слуга, и солдат-инвалид,
И некто в массовке меж прочих;
Ещё он исправно таскал реквизит,
Когда не хватало рабочих.
Но как-то с нуждою смешав озорство,
Изрёк театральный патриций:
– Лир за́пил. Постой-ка, дружок, за него
На паре-другой репетиций...
Актёр из массовки ступил на порог
Измены, гордыни, печали:
– Дуй, ветер! – и рухнул на всех монолог,
И все, обмерев, замолчали.
И словно бы бездна раскрылась за ним,
Монархом, что изгнан из дому,
И был он судьбою и ликом своим
Подобен безумью и грому.
И вновь тишина, будто кто-то простёр
Над сценой покров эфемерный,
И всё повидавший заплакал суфлёр
В своей коробчонке фанерной.
Потом отгремел – громогласен, цветист! —
Финал, и как на́ берег с судна,
Со сцены спустился великий артист,
И всем было страшно и чу́дно...
КОНЕЦ ПЬЕСЫ
В движениях давно уже не скоры,
С остатками ушедшей красоты,
Стареют знаменитые актёры –
Любовники, герои и шуты.
Стареют гранды публики и кассы,
Носители наград и степеней,
Кречинские, Раскольниковы, Вассы,
И с каждым днём их осень холодней.
Век новых отрастил себе кумиров –
Любой певуч, красив и легконог,
А у моих Тригориных и Лиров
Дыханья нет на длинный монолог.
Когда-то в день и пару пьес, и боле
Они играли, не сочтя за труд,
А вот теперь живут на корвалоле,
На юбилеях с кресел не встают;
По месяцам не выезжают с дачи,
А после – чёрных рамок остриё,
Венки, цветы, процессии – и, значит,
Скудеет поколение моё.
И, наконец, в финале представленья
Туда, где ни сияния, ни тьмы,
Все отыграв надежды и сомненья,
С привычной сцены спустимся и мы.
И лишь одну мечту уносит каждый
За горизонты далей и времён,
Что Бог поднимет занавес однажды
И все живыми выйдут на поклон...
МОНОЛОГ АКТЁРА
И вот я остаюсь один –
Уже не принц, не блудный сын,
Не гордый рыцарь, не стрелок,
Не падший ангел, не пророк...
Театр, мой бог и господин,
Меня покинул. Я один.
Один. И некуда спешить,
И некого сейчас любить,
И некому желать добра,
И сталь, что так была остра,
Опять фанера и картон,
И мир за рампой отделён
От запустенья моего.
Кем быть сейчас? Играть – кого?
Средь пустоты и тишины
Мне маски больше не нужны.
Тяжёлый занавес упал.
Умолк, исчез галдящий зал.
И всё. Я больше не актёр.
Я умер, кончился, погас.
Мой смех, улыбка, разговор –
Лицо, надетое для вас.
Но завтра замолчит партер,
Заткнёт галёрка жадный рот,
Шлагбаумом в страну химер
Вверх старый бархат поползёт.
И завтра я поволоку
Великой роли тяжкий груз,
Которого – я не солгу! –
Уже сегодня я боюсь,
Боюсь до кончиков седин
На здесь висящих париках...
Один? О нет, я не один:
Со мною мой проклятый страх,
И завтрашняя роль моя,
И пусть завидуют волхвы,
Когда открою тайну я:
Со мною – завтрашние вы!
ТРАГИК
Спектакль окончен. Занавес опущен.
И только он, с лица стирая грим,
Под лампой, запылённой и гнетущей,
Бормочет что-то, ролью одержим.
На нём камзол в следах давнишней моли.
Но моль и годы – это ничего,
Пока кровавый отсвет на камзоле
Исполнен высшим смыслом для него.
Безденежье, гостиницы и сплетни...
Но каждый вечер совершая роль,
Карает подлость в выпаде последнем
Не лицедей, но воин и король.
Он, зло приговоривший к высшей мере,
Зажжёт свечу и с ней уйдёт во тьму –
И юная Офелия в партере,
Заплачет, аплодируя ему...
АБДУЛОВ, ПОСМЕРТНЫЙ МОНОЛОГ
На рекламных афишаx вне времени длится лицo,
Где я вечно живой, где я всем улыбаюсь! – и дaже
Пoсле многих обещанных нам катастроф и кoнцов
Я надеюсь надолго остаться в широкой прoдаже.
Xoтя б в yцeнённой! Простите, шучу, как всегда,
Некcтати, наверно, в массовке вcеобщей пeчали…
Moгу прoдолжать? Cмерть aктера – сoвсем не бeда,
Иначe дyблёры зaчахли бы и oдичали.
И мoре цветoв!… Я вниманьем, поверьте, смущён.
Пpишли дaже дeти, и жёны, и пpочие близкие!
Aх, прaво, не стоит! Я в миpе с лихвой замещён
Kоробками фильмов и рaдужно-яркими диcками.
За съёмoчный день дoживаешь порой до сeдин,
От люльки – до гpоба, от лaски – до жёсткого порно.
Ну, всё на сегодня… Мы сняли дyбль номер один.
Bторого не будет. Xотя, говорят, это спoрно.
Я И МОИ РОЛИ
Ах, как же слушать мне надоело,
Что мы актёры, а сцена – мир!
Нет, я ревную не как Отелло.
Да, мне паршиво, но я не Лир.
Я не Онегин, не Труфальдино,
Не шут, не Гамлет... Я – только я!
На них сто жизней необходимо,
А мне дороже одна моя.
Актёра-джина в бутылку роли
Упёк театр – коварный маг.
А где же Божья свобода воли –
Та, без которой нельзя никак?!
К дрессуре сущность моя не склонна.
Я репетиций не выношу!
И пусть изменит мне Дездемона,
Я сам не ангел! – не задушу.
И ты, мой Гамлет, наивен, право:
«To be», конечно! Ведь после «not»
Тебе воскреснуть под крики «Браво!»,
А мне навеки – наоборот...
Комментарии
Марат Герчиков 22.02.2025 19:53 Марк, первые яркие впечатления от твоей новой подборки стихов написал, не успел закончить и .... они самостоятельно улетели в облако Интернета, а может быть к тебе? Повторюсь: мне близка эта огромная тема творчества, в твоих стихах - актёрского. Когда-то тоже был грешен, и может быть поэтому почувствовал точные детали и талантливые находки в твоих стихах. Особенно в "Монологе актёра" Спасибо, снова порадовал, но хорошо бы не только меня. Может почитаешь на нашем сайте? Марат.
Ваш комментарий появится здесь после модерации
Ваш электронный адрес не будет опубликован
Коммерческое использование материалов сайта без согласия авторов запрещено! При некоммерческом использовании обязательна активная ссылка на сайт: www.kruginteresov.com